Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

Определенная часть форм, методов, приемов прошла про­ верку жизнью и сегодня используется в практике работы школы. И все-таки главное не в количестве наработок, хотя и это важно и нужно. Основное в том, что мурманские педагоги воочию убе­ дились, какие богатые плоды может принести объединение твор­ ческих усилий учителей и учащихся в повышении качества обу­ чения и воспи тания. В школах появились десятки учащихся, при­ общившихся к преподавательской работе, а эю потенциальный резерв педагогических кадров, один из важнейших путей профес­ сиональной ориентации на педагогические профессии. Работая по этой проблеме, учителя области показали, как можно эффек­ тивно учить детей учиться. Они успешно овладевали методикой исследования, углуб­ ляли свои знания по педагогике и психологии, частным методи­ кам, лучше познавали детей, психологию детского коллектива. Идеи М. А. Погодина о коллективной познавательной дея­ тельности, о привлечении учащихся в помощь учителю на уроке и вне урока получили развитие в публикациях.1 Некоторые формы работы, применяемые в школах области и пропагандируемые М. А. Погодиным, впоследствии получили официальную оценку научно-исследовательских институтов АПН и органов управления образованием. М. А. Погодиным также разработано конкретное содержа­ ние деятельности всех участников педагогического процесса: педагогического коллектива, ученических организаций, обще­ ственности. Функции педагогического коллектива школы: 1. Ознакомление с психологическими основами и педагоги­ ческими задачами проблемы: с формами и видами учебной дея­ тельности ученических организаций (с учетом возможностей раз­ ных групп): разработка методики их применения. Ведение днев­ ника педагогических наблюдений. 2. Организация активов: ученического, родителей, обще­ ственности, вооружение их необходимыми сведениями, методи­ ческими знаниями и навыками по научной организации учебного труда учащихся. 1См. в конце статьи. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz