Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

ние высоких результатов в обучении любой пеной. Не прижи­ вались такие формы работы, в которых слишком явно просмат­ ривалось лицемерие взрослых, морализирование, надоевшее де­ тям славословие. Надуманными и безрезультатными оказались некоторые искусственно организованные взрослыми ребячьи объединения и органы их самоуправления по месту жительства, привлечение к воспитанию детей общественности в силу ее про­ фессиональной неподготовленности к этому. Некоторые формы практической деятельности, рекомендо­ ванные ученическими организациями, не вызывали интереса у учащихся. Причина этого, главным образом, в том, что слабо продумывались содержание и методика намеченной работы при­ менительно к возрасту школьников, плохо инструктировались исполнители, не привлекалось их внимание к причинам и след­ ствию достигнутых результатов, как положительных, так и отри­ цательных. Рекомендуемые ученическим организациям и учащимся формы работы не связывались с целесообразностью их примене­ ния в конкретное время. Например, в период подготовки к экзаменам и достойному окончанию учебного года уместно было от тетрадей пробелов и общественных смотров знаний перейти к работе по индивиду­ альным планам повторения и к тематическим кружкам повторе­ ния; планировать чтение лучшими учащимися обзорных лекций по наиболее трудным темам курса; шире использовать тематиче­ ские папки с вырезками из газет и журналов по отдельным пред­ метам, учебные конкурсы учащихся на составление текстов про­ верочных работ по наиболее важным темам для использования на уроках и в группах товарищеской взаимопомощи; вести рабо­ ту по профессиональной ориентации; планировать работу уча­ щихся по укреплению учебно-материальной базы школы с подго­ товкой к новому учебному году и др. Только понимание учащимися целесообразности дела, ко­ торое рекомендовала им ученическая организация, превращало школьников в творцов и деятельных исполнителей, определяло их поступки, формировало правильное отношение к делу, укреп­ ляло чувство ответственности перед товарищами. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz