Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

Важное значение М. А. Погодин придавал обсуждению учебных дел на классных и общественных собраниях. Им были разработаны различные варианты методик подготовки и прове­ дения бесед, собраний: “Учение - радостный труд” , “Чем больше знает человек, тем он сильнее” , “Как развить внимание и па­ мять” , “Цена минуты” , “Как сделать день длинным и уплотнен­ ным” , “Приемы товарищеской взаимопомощи в учении” , “Культура умственного труда” , “Научная организация труда” и др. По замыслу М. А. Погодина, могли активизировать учеб­ ный іруд детей: присвоение самым грамотным учащимся званий "лектор", “классный корректор”, лучшим чтецам - “чтец- дскламатор” , “диктор” , наиболее умелым “технарям” "технический кошролер” , “мастер-золотые руки” , а также заоч­ ные путешествия, тематические дежурства по школе, дни само­ управления, движение за улицы, дома и подъезды без двоек, ор­ ганизация консультационных пунктов по месту жительства де­ тей, шефство старших над младшими в учении, составление ин­ дивидуальных планов повторения, лекторские группы учащихся, классные предметные библиотеки и тематические папки с ин­ тересными материалами по предмету (вырезки из газет и журна­ лов), которые собирали классные библиотекари и информаторы, конкурсы учебного характера, викторины, соревнования эруди­ тов, творческие выставки и отчеты, конкурсы сочинений, кон­ курсы по изготовлению учебных пособий, конкурсы на самое интересное предложение в план работы, договоры на соревнова­ ние с трудовыми коллективами, коллективная подписка на газе­ ты и журналы, еженедельные обзоры перио;шческой печати, движение за классы “У нас не списывают” , поручительство чести, встречи с бывшими учениками, переписка с другими школами страны, заочные турниры и конкурсы и т. д. Многие формы и виды работы вызывали сомнение, неко­ торые сразу же отвергались, другие отмирали постепенно. Известные сомнения вызывала практика выставления от­ меток учащимися-ассис тентами, ведение тсірадсй пробелов, дневников прилежаний. Критике подвергалась перенасыщен­ ность отдельных уроков разнообразными формами деятельности учащихся. Осуждалась организация “дней без двоек” , достиже­ 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz