Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

тические кружки повторения, шефство старших классов над младшими, над комнатой продленного дня, тетради пробелов, индивидуальные планы повторения, обзорные лекции по труд­ ным темам курса, участие в разработке летних заданий). 4. Воспитание ответственного отношения к учению (посты всеобуча, борьба за дома без двоек, общественные смотры зна­ ний, проверка режима дня учащихся, собрания, учебные линейки, отчеты на заседаниях ученических организаций, проверка знаний учащихся в учебной (проверочной) комнате комитета ВЛКСМ и совета пионерской дружины, участие в подготовке педсоветов по вопросам учебно-воспитательной работы, поощрения). Школы исключили из своей практики “проработки” от­ стающих учеников на собраниях и заседаниях и формальное прикрепление слабых к сильным. А это в те времена носило мас­ совый характер. Вместо этого М. А. Погодин рекомендовал соз­ дание “постов всеобуча” в классах и по месту жительства детей, групп “добытчиков знаний”, назначение ассистентов учителя - помощников учителя на уроке и вне урока, консультантов по отдельным предметам и темам. В школах проходила учеба этого актива ребят в форме консультаций, конференций, практических занятий. Опыт их работы освещался по школьному радио, в стенгазетах. Директор школы, родительский комитет, учком, старостат своими решениями периодически поощряли их. Оформлялись доски почета лучших помощников учителя. Асси­ стентами, консультантами, лаборантами назначались не только отличники, но и ученики, имеющие в четверти “3". Учи геля еди­ нодушно отмечали, что выполнение учащимися общественных учебных обязанностей весьма положительно влияло на расшире­ ние их познавательных интересов. Интерес представляли и такие формы деятельности учащихся, как учебная линейка, парная и групповая работа на уроке, тематические кружки повторения ірудных тем учебного курса, познавательные кружки, клубы, объединения. Общественные смотры знаний после изучения большой и сложной темы, как правило, проводили сами учащиеся под руко­ водством педагога. В них принимали участие родители, предста­ вители шефствующего производственного коллектива. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz