Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

тивы школ № 38 г. Мурманска, № 10 г. Североморска, № 9 г. Кандалакши, № 1 п. Ковдор. Особенно следует отметить, что в учебном процессе начали применяться активные формы и методы обучения: лекции, семи­ нары, собеседования, практикумы, консультации, учебные дис­ куссии, диспуты, деловые и ролевые игры, зачеты, пресс- конференции, учебные встречи и другие. Именно эти формы ста­ вили учащихся в позицию “добытчиков знаний". Рекомендовалось учителям опорных школ в ходе исследо­ вательской работы: помогать органам ученического самоуправления, форми­ ровать и изучать мнение учащихся по разнообразным вопросам учебной деятельности классного коллектива: вовлекать старшеклассников в обсуждение некоторых во­ просов теории и практики обучения, освещаемых на страницах “Учительской газеты” , “Комсомольской правды” , в педагоги­ ческой печати (ступенчатый принцип обучения, одновременное проведение обзорных лекций для всех параллельных классов, методика дополнительных занятий и др.); учить их анализировать результаты проведенной работы. Практическая работа отдельных педагогических коллекти­ вов дала возможность классифицировать рекомендованные сове­ том лаборатории формы и виды учебной деятельности учениче­ ских организаций по четырем направлениям: 1. Помощь учащимся в научной организации их груда (лекции, беседы о внимании, памяти, гигиене умственного труда, рациональных способах учебной работы по предметам, о мело­ дике самовоспитания и самообразования и г. д.). 2. Развитие интересов, способностей и склонностей уча­ щихся (учебные конференции и всірсчи с бывшими выпускника­ ми школы, конкурсы, диспу ты, факультативные группы, кружки, научные общества, беседы о роли знаний в жизни, тематические вечера, служба школьной информации по материалам газет, журналов, книг, уголки современности, тематические папки, пе­ редача в ведение ученических организаций некоторых школьных кабинетов и т. д.). 3. Взаимопомощь (парная урочная и внеурочная работа учащихся, работа консультантов, лаборантов, ассистентов, тема­ 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz