Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.
В книгах по дидактике того времени, в многочисленных статьях, посвященных процессу обучения, речь обычно шла о роли учителя, ег о квалификации, его научной и методической подготовки в повышении эффективности этою процесса. А какова роль в нем самих рсбяг, детского коллектива, ор ганов ребячьего самоуправления? Серьезных работ, как теорети ческого, так и методического плана, на эту тему не было. В лите ратуре процесс обучения рассматривался чаще всего как индиви дуальный процесс овладения детьми определенной суммой зна ний под руководством учителя. М. А. Погодин ориентировал коллег смотрегь на учебную деятельность с других позиций - ак тивизации работы школьников на уроке, усиления атмосферы любознательности и т. д. Как же добиться этого? Многое зависит от учителя. Его профессионализм, увлеченность, эрудиция, педагогический та лант - важнейшие условия успешного решения этой задачи. Од нако успех зависит не только от мастерства педагога, но и пози ции самих ребят, участвующих в познавательном процессе. Дети могут сидеть на уроке, как в театре, завороженно слушать учите ля, забывая обо всем окружающем. И это хорошо. Но хорошо ли, если на каждом уроке они будут чувствовать себя лишь слушате лями и зрителями, если у них не будет собственных активных действий? Нет, конечно. И поэтому учителя области стремились активизировать деятельность детей на уроках, используя как соб ственные находки, так и самые разнообразные приемы, рекомен дованные М. А. Погодиным. Исходной для них была следующая, сформулированная М. А. Погодиным гипотеза: коллективные формы организации учебной деятельности рсбяг как на уроке, гак и вис урока не ме шают, а, наоборот, содействуют процессу индивидуального усвоения знаний, создают общую атмосферу борьбы за знания, расширяют круг источников познания, объединяют силы учите лей, ученических организаций, учащихся, родителей, обществен ности, превращают членов ученического актива в деятельных помощников учителя. Творческий поиск педагогически целесообразных форм включения ученических организаций в учебный процесс - это 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz