Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

В книгах по дидактике того времени, в многочисленных статьях, посвященных процессу обучения, речь обычно шла о роли учителя, ег о квалификации, его научной и методической подготовки в повышении эффективности этою процесса. А какова роль в нем самих рсбяг, детского коллектива, ор­ ганов ребячьего самоуправления? Серьезных работ, как теорети­ ческого, так и методического плана, на эту тему не было. В лите­ ратуре процесс обучения рассматривался чаще всего как индиви­ дуальный процесс овладения детьми определенной суммой зна­ ний под руководством учителя. М. А. Погодин ориентировал коллег смотрегь на учебную деятельность с других позиций - ак­ тивизации работы школьников на уроке, усиления атмосферы любознательности и т. д. Как же добиться этого? Многое зависит от учителя. Его профессионализм, увлеченность, эрудиция, педагогический та­ лант - важнейшие условия успешного решения этой задачи. Од­ нако успех зависит не только от мастерства педагога, но и пози­ ции самих ребят, участвующих в познавательном процессе. Дети могут сидеть на уроке, как в театре, завороженно слушать учите­ ля, забывая обо всем окружающем. И это хорошо. Но хорошо ли, если на каждом уроке они будут чувствовать себя лишь слушате­ лями и зрителями, если у них не будет собственных активных действий? Нет, конечно. И поэтому учителя области стремились активизировать деятельность детей на уроках, используя как соб­ ственные находки, так и самые разнообразные приемы, рекомен­ дованные М. А. Погодиным. Исходной для них была следующая, сформулированная М. А. Погодиным гипотеза: коллективные формы организации учебной деятельности рсбяг как на уроке, гак и вис урока не ме­ шают, а, наоборот, содействуют процессу индивидуального усвоения знаний, создают общую атмосферу борьбы за знания, расширяют круг источников познания, объединяют силы учите­ лей, ученических организаций, учащихся, родителей, обществен­ ности, превращают членов ученического актива в деятельных помощников учителя. Творческий поиск педагогически целесообразных форм включения ученических организаций в учебный процесс - это 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz