Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

“...одна из главных причин низкой эффективности всех но­ ваций: учитель не учит ученика учиться, самостоятельно добы­ вать знания, а обучение в школе любого вида так и не превра­ щается в образование. Безделье учащихся на уроках - характерная черта всех ви­ дов школ и классов: только 35-20 % учеников постоянно работа­ ют на математике и физике; 15-10 % - на гуманитарных дисци­ плинах, 2-3 % - на уроках естественного цикла, кроме химии (10- 12 %); даже на иностранном языке - 8-10 %... Низкая интенсив­ ность и активность познавательной деятельности учеников во время уроков, отсутствие сплошной контролируемости результа­ тов их работы ведут ... к снижению год от года интенсивности самостоятельной работы... В целом лишь 15-20 % учащейся молодежи, заканчивающей школу, овладели элементарными основами самостоятельного добывания знаний” .2 Выход из такого положения, как указывал в свое время М. А. Погодин, в вовлечении учащихся в организацию познава­ тельной деятельности. Знакомясь с его многочисленными публи­ кациями и выступлениями, мы обращаем внимание на системный подход к процессу обучения, на определенный алгоритм пере­ стройки всей учебно-воспитательной работы на уроке: от шаблонного построения уроков к творческому разнооб­ разию в целях интенсификации учебно-познавательной деятель­ ности учеников; от механического запоминания учебной информации к осмыслению и продумыванию ее; от монолога к диалогу в обучении, к созданию проблемных ситуаций, проведению дискуссий, обсуждений, к эмоциональной отзывчивости учеников, увеличению образной информации; от рецептурного следования однозначным методическим рекомендациям к осознанному выбору их оптимальных вариан­ тов; от действий по схеме “учитель - ученик” к схеме “учитель - ученики” , к активному участию в организации учебного процесса детей и ученических организаций. : Там же. С. 85, 86. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz