Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.
РОССЫПИ ИДЕЙ И ОПЫТА Разрешением существующего противоречия между посто янно растущими требованиями общества и научно-технического прогресса к уровню подготовки учащихся к жизни и труду и ма- лоэффективностью учебно-воспитательного процесса М. А. По годин занимался всю свою жизнь. Он считал, что поиск нового в теории и практике образования, постоянная работа по совершен ствованию всех сторон педагогического процесса могут привест и к ожидаемому результату. Сегодня, когда стихийные инновационные процессы захва тили всю систему образования, некоторым кажется, что в 50-70-х годах в школах был полный застой, глушилось администра тивной системой любое творчество учителя. С этим нельзя согла ситься. Преобразования все время осуществлялись, но глубина и масштабы их были иными. Убедительный тому пример - педаго гическое наследие М. А. Погодина. Сегодня в лексиконе работников образования модным ста ло слово “развитие” . Употребляют его к месту и не к месту. Оправданно, когда речь идет о развитии ребенка, развитии си стемы, развитии образовательного учреждения. Но вряд ли пра вильно все элементы педагогического процесса обвально развивать. Куда более точно отражают суть эволюционного реформи рования нашей педагогической практики употребляемые рапсе выражения: “совершенствование урока” , “совершенствование форм, методов обучения и воспитания” , “совершенствование материальной базы” и т. д. Путем совершенствования педагогической практики и тео рии М. А. Погодин мыслил обновлять и реформировать образо вание. Вся его деятельность как учителя, директора школы, руко водителя областного института усовершенствования учителей, председателя областного отделения Педагогического общества РСФСР была направлена на совершенствование мастерства пе дагогов, педагогических технологий, учебных программ, учебни ков, методических пособий. Многое ему удалось осуществить, по еще больше осталось на уровне идей, советов, рекомендаций. Господствующее авторитарное направление в педагогике того 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz