Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

РОССЫПИ ИДЕЙ И ОПЫТА Разрешением существующего противоречия между посто­ янно растущими требованиями общества и научно-технического прогресса к уровню подготовки учащихся к жизни и труду и ма- лоэффективностью учебно-воспитательного процесса М. А. По­ годин занимался всю свою жизнь. Он считал, что поиск нового в теории и практике образования, постоянная работа по совершен­ ствованию всех сторон педагогического процесса могут привест и к ожидаемому результату. Сегодня, когда стихийные инновационные процессы захва­ тили всю систему образования, некоторым кажется, что в 50-70-х годах в школах был полный застой, глушилось администра­ тивной системой любое творчество учителя. С этим нельзя согла­ ситься. Преобразования все время осуществлялись, но глубина и масштабы их были иными. Убедительный тому пример - педаго­ гическое наследие М. А. Погодина. Сегодня в лексиконе работников образования модным ста­ ло слово “развитие” . Употребляют его к месту и не к месту. Оправданно, когда речь идет о развитии ребенка, развитии си­ стемы, развитии образовательного учреждения. Но вряд ли пра­ вильно все элементы педагогического процесса обвально развивать. Куда более точно отражают суть эволюционного реформи­ рования нашей педагогической практики употребляемые рапсе выражения: “совершенствование урока” , “совершенствование форм, методов обучения и воспитания” , “совершенствование материальной базы” и т. д. Путем совершенствования педагогической практики и тео­ рии М. А. Погодин мыслил обновлять и реформировать образо­ вание. Вся его деятельность как учителя, директора школы, руко­ водителя областного института усовершенствования учителей, председателя областного отделения Педагогического общества РСФСР была направлена на совершенствование мастерства пе­ дагогов, педагогических технологий, учебных программ, учебни­ ков, методических пособий. Многое ему удалось осуществить, по еще больше осталось на уровне идей, советов, рекомендаций. Господствующее авторитарное направление в педагогике того 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz