Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

"Мы глубоко изучили брошюру, одобряем и начинаем приме­ нять іс формы и методы, коюрыс описаны Вами...” : Латвия, ’Зи- лакалнекая восьмилстияя школа: "Очень много хорошего слы­ шали о Вашей работе. А поднять нам работу ученических орга­ низаций, приобщить ребят к учебному процессу крайне необхо­ димо...” ; г. Краснодар, Ф. Ф. Брюховецкий, директор средней школы: "...я продолжаю пропагандировать Ваш опыт. Уже есть много последователей, в их числе целые школы...” . Все годы своей педагогической работы Михаил Андреевич вел рабочие записи, дневники-планы. Из них можно составить полное впечатление о характере дел, мыслей, владевших автором этих документов. М. А. Погодин был в полном смысле этого сло­ ва нова юром в педагогической практике. Он умел видеть далеко вперед, безошибочно определять перспективные и бесперспек­ тивные формы работы учителя, школы, рай(гор)- мстодкабинстов, института усовершенствования учителей. Работая еще в Полярном, Михаил Андреевич начал созда­ вать свою картотеку по материалам периодической печати. Она "работала” более 20 лет уже в ИУУ. Постоянно обновленная, аннотированная картотека была результатом титанического тру­ да автора. В ней можно было найти материал педагогической пауки, практики, опыта работы по любому вопросу жизни в СССР и за рубежом. Михаила Андреевича называли "хо;іячим энциклопедистом” . Он знал о народном образовании все и в лю­ бой момент был готов делиться своими знаниями. Обладая даром педагогическою предвидения, он был одер­ жим идеей улучшения жизни людей. Верил, что все под силу че­ ловеку, если он постоянно идет в ногу со временем. Страстно убеждал своих коллег учителей, что пределов творчеству нет. Умел спрашивать со своих помощников как никто другой. И многие, даже имевшие большой опыт, превращались рядом с ним в учеников. М. А. Погодин всю свою жизнь учился сам и учил других. Вел ли он уроки, инспектировал ли преподавание литера­ туры или всю школу, читал ли лекции по методике обучения и воспитания детей, руководил ли школой и институтом усовер­ шенствования учителей, педагогическим обществом и обще­ ственной научно-исследовательской лабораторией - везде и всег­ да он оставался учителем. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz