Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

кандидат химических наук, Юрий Агронович - начальник лабо­ ратории на заводе в Уфе, Виктор Булыгин - связист ГРП из пос. Печенга, Николай Витязсв - слесарь-судоремонтник из г. Полярного, Петр Добашин - учитель-биолог, Зоя Глебова - врач-педиатр из Мурманска и многие другие. Вот еще одно письмо воспитанника Полярнинской школы. “... Нас училось, когда Вы были директором, три брата... Тогда мы много заставляли Вас уделять нам внимания, ведь мы жили в Корабельном городке, а Вы знали всех ребяг с этой улицы. Знали многие наши проделки, не раз бывали на дому... Тяжелые были годы, мы остались после смерти матери в 1947 году только с от­ цом, но все время чувствовали Вашу заботу. Не будь Вас и таких преподавателей, как В. А. Гудина, М. И. Щскотова, и мы, может быть, были не такими, как есть... Спасибо Вам великое за все” (Витязсв Николай, 1969 год). "Жить на максимуме человеческих возможностей!” - этому девизу была подчинена вся его жизнь, трудовая и общественная деятельность. Следуя ему, он всегда был там, где надо было осваивать новое, искать, утверждать активные формы воспита­ ния и обучения школьников. В школе г. Полярного Михаил Андреевич вел исследова­ тельскую работу по развитию общественной активности школь­ ников, начатую им сщс в предвоенные годы. Педагогическая об­ щественность Кольского полуострова познакомилась с этим уди­ вительным опытом на областном семинаре директоров школ (на базе школы № 1 г. По.тярного) в 1950 году. На семинаре была раскрыта система работы по созданию школьного коллектива, включающего учащихся, учителей, родителей. Михаил Андрее­ вич уже тогда был убежден, что только единство целей и средст в деятельности этих коллективов способствует формированию личности. Начало комплексного подхода к воспитанию в Полярпип- ской средней школе восходит к 50-м годам. Деятельность всех участников педагогического процесса Михаил Андреевич напра­ вил к единой цели: сформировать умный, подвижный, сильный коллектив, в котором все его члены являются личностями, спо­ собными организоваться, руководить и исполнять. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz