Манухин, В. П. О педагогическом наследии М. А. Погодина / В. П. Манухин. – Мурманск : [б. и.], 1996. - 79 с.

должно быть воспринято поколением педагогов, строящим се­ годня новую школу. Это необходимо прежде всего ;ия формиро­ вания у учителей, руководителей образовательных учреждений новою педагогического мышления, осознания ими сущности происходящих перемен в образовании, без чего нельзя рассчиты­ вать на серьезные успехи в школьном деле. Знание педагогического наследия М. А. Погодина позволит педагогам полнее оценить сегодняшние возможности для педаго­ гического творчества; реформировать педагогический процесс, опираясь на позитивный опыт прошлых лет; успешнее осущест­ влять регионализацию системы образования; продуктивнее со­ вершенствовать свое профессиональное мастерст во. Мы далеки от мысли идеализировать личность М. А. По­ година, систему сю взглядов на образование. Он был передовым человеком того времени. Искренне верил в правильность марк­ систско-ленинскою учения, был страстным сю пропагандистом. Но в вопросах коммунистического воспитания детей свои дей­ ствия никогда не доводил до абсурда, а ведущим принципом по­ строения педагогической системы считал принцип природосооб- разности. Михаил Андреевич Погодин - заслуженный учитель школы РСФСР, один из первых учителей страны, награжденный ме­ далью Н. К. Крупской, отличник народного просвещения РСФСР, постоянный активный участник Центральных педагоги­ ческих чтений, научно-практических конференций. 50 лет своей творческой деятельности посвятил он народ­ ному образованию, из них 40 - в Мурманской области. Не было в системе народного образования проблемы, за решение которой не брался бы этот удивительно неравнодушный к жизни человек. Учительствовать М. А. Погодин начал в 1922 году в сель­ ской начальной школе Калининской (ныне Тверской) области. Именно здесь, среди простых людей, как вспоминал впоследст­ вии Михаил Андреевич, он впервые осознал роль учителя, его назначение “сеять разумное, вечное” . В 1930 году, как и многие его сверстники, движимый патриотическим порывом, поехал в дальние края обживать новые районы. На острове Сахалин ра­ ботал учителем, заведующим районо, затем гороно. В 1933 году переехал в Мурманскую область.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz