Манухин, В. П. Как изучали географию дети военной поры / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2010. - № 11. - С. 242-243.

242 Школа вчера, сегодня, завтра: с любовью, болью, надеждой В. П. Манухин Как изучали географию дети военной поры Знания по географии дети в военные годы по­ лучали не только на уроках, но и из сводок Совин- формбюро, рассказов участников войны. Мое военное детство прошло в глухом северном краю —в Архангельской области. В нашей деревне радио не было, взрослые о венных событиях узна­ вали из газет, самые интересные сообщения пере­ сказывали друг другу при встречах. В начальной школе учителя популярно объясняли детям ход во­ енных действий. В 5-7 классах это делали классные руководители. Наш классный руководитель Ольга Степановна перед уроками или на большой перемене приходи­ ла в класс и рассказывала о последних событиях на фронте, о местах боевых действий. Запомнилась мне большая географическая карта СССР, висевшая в коридоре школы, на которой военрук прикалы­ вал маленькие красные флажки к названию города, освобожденному от вражеских войск. Делал он это утром перед началом учебных занятий. В это время у карты собирались дети, подходили и работники школы. Василий Иванович объяснял, что это за го­ рода и страны, отвечал на вопросы о том, где на­ ходится Германия, кто такие союзники, что такое морские конвои и другие. Такая же карта была в колхозной конторе. От­ метки на ней о местах боев делал сам председа­ тель. Здесь часто собирались мои односельчане вме­ сте с детьми решать житейские вопросы, в этом же небольшом доме находились почта и медпункт Председатель приглашал всех к карте и рассказы­ вал о событиях на фронте, разъяснял, что это за территория. Делал это с увлечением: он, участник гражданской войны, очень много знал, бывал в раз­ ных краях нашей страны. Любили люди слушать его. Зимой 1943 года вернулся после лечения в гос­ питале отец моего приятеля. Вечером собрались в их доме соседи, пришел и председатель. Долго длилась беседа с фронтовиком, внимательно слу­ шали и присутствующие дети. Воевал наш земляк на Карельском фронте, и я тогда впервые услышал такие географические названия, как город Поляр­ ный, полуостров Рыбачий, Кольский залив, Петса­ мо, Мурманская железная дорога. Назавтра в школе у карты мы с Сергеем искали эти названия. За этим занятием увидел нас военрук, похвалив нас, он пред­ ложил нам записывать рассказы тех, кто приезжал в деревню с фронта. Среди них были не только од­ носельчане, но и беженцы, эвакуированные из рай­ онов боевых действий. Полученную информацию военрук предложил нам рассказывать на классных часах, иногда он давал нам слово и на уроке, так как преподавал не только военное дело, но и гео­ графию. Это стало нашим постоянным занятием, особенно в 1945-46 годах, когда в деревню стали возвращаться участники войны. А еще я узнавал новые географические названия из писем, которые во время войны моя мама читала односельчанам по их просьбе. Она была одной из немногих грамотных людей в деревне, так как за­ кончила начальную школу и в детстве была нянькой в семье учительницы. Она и ответы на фронт пи­ сала. А когда я научился читать письменный текст (в третьем классе), к этому занятию подключали и меня. Под диктовку стариков я писал адресатам все о жизни людей, о событиях в колхозе. Любопыт­ ный произошел случай. Пожилая женщина получала письма от своих сыновей с фронта. В начале 1944 го­ да письма приходить перестали, но она их очень ждала, ходила к нам в дом, доставала старые пись­ ма и просила их почитать. Говорила, что только что их получила. А письма-то были давние, и я их знал уже наизусть. Но мама заставляла их читать и не признаваться соседке, что мы знаем ее маленькую тайну. В 1945 году соседка умерла, а в 1946 году вернулся из плена ее сын. Я ему рассказал о том, как мы читали письма его матери, он был очень растроган и благодарил нас. А еще я получал географические знания от быв­ ших военнослужащих и рабочих, побывавших в фа­ шистском плену в других странах, сосланных в на­ ши края на работу на лесоучасток, который был рядом с нашей деревней. Это были люди из разных уголков Советского Союза: русские, украинцы, бело­ русы. Между ними и местным населением устано­ вились доброжелательные отношения. От общения с ними мы, подростки, получали полезную и ин­ тересную информацию. В нашей деревне работал приехавший к нам с Украины кузнец, в его кузнице любили собираться мальчишки и слушать его рас­ сказы о Киеве, красотах Днепра, других местах его родины. Рассказчик он был отличный. Бывшие военнопленные неохотно делились вос­ поминаниями о времени, проведенном в немецком плену, но мне удалось услышать рассказы о Бава­ рии, Силезии, Югославии и других странах, где во время войны работали пленные советские солдаты. Все это было хорошим дополнением к школьным урокам географии. У деревенских детей военной поры, живущих в суровых условиях Севера, сложилось какое-то осо­ бое отношение к изучению географии. Их интерес к другим территориям и разным странам и конти­ нентам был вызван рядом обстоятельств. Во-первых, суровые условия жизни на Севере, тяжелый труд родителей в лесной промышленности и малопро­ изводительный труд в сельском хозяйстве форми­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz