Манухин, В. П. Какой педагог нужен «Нашей новой школе»? / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2010. - № 11. - С. 216-223.
222 Школа вчера, сегодня, завтра: с любовью, болью, надеждой усилий педагога. Приобщение ученика к че ловеческим ценностям —это квинтэссенция педагогического искусства. Здесь целый набор педагогических стратегий: вовлечь воспитанника в дело, которое потом из вы нужденного станет интересным; показать, что носи телями предлагаемых ценностей как раз являются те люди, которые авторитетны для него; погрузить его в новый мир вещей, событий и поступков и про будить желание усовершенствовать себя, достичь подлинной компетентности, в подлинном смысле стать субъектом своей жизни. Триада названных действий образует ядро про фессиональной компетентности педагога. Описывая профессиональный портрет учителя с позиций ком- петентностного подхода, следует выделить: • базовые компетенции, связанные с умениями актуализировать основные механизмы усвое ния воспитанником социокультурного опыта, к каковым следует отнести умения организо вывать: воспроизведение; действие по ориен тировочной основе (овладение понятием и ум ственной операцией); сотворчество в форме создания субъективно нового опыта или про дукта в сотрудничестве со взрослым; самосто ятельное открытие (при незаметной поддерж ке педагога); переживание и приход к опреде ленному смысловому выводу через актуализа цию личностно-развивающей ситуации; само- развивающую деятельность воспитанника на основе рефлексии и самоанализа собственного опыта и т.п.; • специальные компетенции, связанные со спе цификой преподаваемого предмета, с вжива нием в образ литератора, физика и др. Настоящий педагог должен обладать определен ными качествами, задающими личностный базис учителя. Это —любовь к профессии (мотивация про фессиональной деятельности), уважение к ребенку (принятие личности) чувство меры (педагогический такт), способность к обретению авторитета (истин ного, а не ложного), к рефлексии своего профессио нального поведения, его педагогической целесооб разности. Международные исследования показали, что школьники по трем номинациям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и гра мотность чтения показали знания ниже, чем в дру гих странах (где-то между 30 и 40 местами). Но в нашей стране никто по этому поводу не бьет тре вогу. Все тихо. А. Пентин по этому поводу пишет: «Интересно почему? На это могут быть две основ ные причины. Первая —Запад нам не указ! Вторая — шуметь не имеет смысла, потому что все равно не видно, как выходить из этого тупика». (6, с. 11-18). И вот почему: по моему мнению, предлагаемые Пра вительством и министерством образования и науки меры не предусматривают изменений в самом глав ном элементе педагогического процесса, там где решается главное, —отношении обучающего и обу чаемого. Есть необходимость пересмотреть критерии, по казатели оценки результатов педагогической дея тельности. Акцент следует делать не на определе ние уровня освоения школьных программ, а на оцен ку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оцен ке образовательных достижений. В исследовании грамотности чтения оценива ются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информа ции; интерпретация текста; рефлексия на содержа ние текста или его форму и их оценка. Для оценки умения находить информацию ис пользуются задания, при выполнении которых уча щемуся требуется «пробежать» текст глазами, опре делить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе. Для оценки умения интерпретировать текст уча щимся предлагается сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного харак тера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформули рованных посылок, вывести заключение о намере нии автора или главной мысли текста. Наконец, в исследовании естественнонаучной грамотности оценивается способность учащихся: «распознавать проблемы, которые могут исследо ваться естественнонаучными методами, демонстри руя понимание основных особенностей естествен нонаучного исследования; объяснять или описывать естественнонаучные явления, используя имеющи еся научные знания, и прогнозировать изменения; использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности». Для оценки рефлексии на содержание или форму текста необходимо, чтобы учащийся, выполняя за дание, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утвер ждения, сделанные в тексте, исходя из своих пред ставлений о мире, нашел доводы в защиту своей точки зрения. Под математической грамотностью понимает ся способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, ко торые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные ме тоды решения [6]. Ключевыми становятся такие критерии, как по нимание смысла тестов, формирование своей по зиции по отношению к тексту, соотношение содер жания текста с другими источниками информации, умение определения алгоритма превращения пробле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz