Манухин, В. П. Какой педагог нужен «Нашей новой школе»? / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2010. - № 11. - С. 216-223.

222 Школа вчера, сегодня, завтра: с любовью, болью, надеждой усилий педагога. Приобщение ученика к че­ ловеческим ценностям —это квинтэссенция педагогического искусства. Здесь целый набор педагогических стратегий: вовлечь воспитанника в дело, которое потом из вы­ нужденного станет интересным; показать, что носи­ телями предлагаемых ценностей как раз являются те люди, которые авторитетны для него; погрузить его в новый мир вещей, событий и поступков и про­ будить желание усовершенствовать себя, достичь подлинной компетентности, в подлинном смысле стать субъектом своей жизни. Триада названных действий образует ядро про­ фессиональной компетентности педагога. Описывая профессиональный портрет учителя с позиций ком- петентностного подхода, следует выделить: • базовые компетенции, связанные с умениями актуализировать основные механизмы усвое­ ния воспитанником социокультурного опыта, к каковым следует отнести умения организо­ вывать: воспроизведение; действие по ориен­ тировочной основе (овладение понятием и ум­ ственной операцией); сотворчество в форме создания субъективно нового опыта или про­ дукта в сотрудничестве со взрослым; самосто­ ятельное открытие (при незаметной поддерж­ ке педагога); переживание и приход к опреде­ ленному смысловому выводу через актуализа­ цию личностно-развивающей ситуации; само- развивающую деятельность воспитанника на основе рефлексии и самоанализа собственного опыта и т.п.; • специальные компетенции, связанные со спе­ цификой преподаваемого предмета, с вжива­ нием в образ литератора, физика и др. Настоящий педагог должен обладать определен­ ными качествами, задающими личностный базис учителя. Это —любовь к профессии (мотивация про­ фессиональной деятельности), уважение к ребенку (принятие личности) чувство меры (педагогический такт), способность к обретению авторитета (истин­ ного, а не ложного), к рефлексии своего профессио­ нального поведения, его педагогической целесооб­ разности. Международные исследования показали, что школьники по трем номинациям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и гра­ мотность чтения показали знания ниже, чем в дру­ гих странах (где-то между 30 и 40 местами). Но в нашей стране никто по этому поводу не бьет тре­ вогу. Все тихо. А. Пентин по этому поводу пишет: «Интересно почему? На это могут быть две основ­ ные причины. Первая —Запад нам не указ! Вторая — шуметь не имеет смысла, потому что все равно не видно, как выходить из этого тупика». (6, с. 11-18). И вот почему: по моему мнению, предлагаемые Пра­ вительством и министерством образования и науки меры не предусматривают изменений в самом глав­ ном элементе педагогического процесса, там где решается главное, —отношении обучающего и обу­ чаемого. Есть необходимость пересмотреть критерии, по­ казатели оценки результатов педагогической дея­ тельности. Акцент следует делать не на определе­ ние уровня освоения школьных программ, а на оцен­ ку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оцен­ ке образовательных достижений. В исследовании грамотности чтения оценива­ ются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информа­ ции; интерпретация текста; рефлексия на содержа­ ние текста или его форму и их оценка. Для оценки умения находить информацию ис­ пользуются задания, при выполнении которых уча­ щемуся требуется «пробежать» текст глазами, опре­ делить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе. Для оценки умения интерпретировать текст уча­ щимся предлагается сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного харак­ тера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформули­ рованных посылок, вывести заключение о намере­ нии автора или главной мысли текста. Наконец, в исследовании естественнонаучной грамотности оценивается способность учащихся: «распознавать проблемы, которые могут исследо­ ваться естественнонаучными методами, демонстри­ руя понимание основных особенностей естествен­ нонаучного исследования; объяснять или описывать естественнонаучные явления, используя имеющи­ еся научные знания, и прогнозировать изменения; использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности». Для оценки рефлексии на содержание или форму текста необходимо, чтобы учащийся, выполняя за­ дание, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утвер­ ждения, сделанные в тексте, исходя из своих пред­ ставлений о мире, нашел доводы в защиту своей точки зрения. Под математической грамотностью понимает­ ся способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, ко­ торые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные ме­ тоды решения [6]. Ключевыми становятся такие критерии, как по­ нимание смысла тестов, формирование своей по­ зиции по отношению к тексту, соотношение содер­ жания текста с другими источниками информации, умение определения алгоритма превращения пробле­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz