Манухин, В. П. Какой педагог нужен «Нашей новой школе»? / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2010. - № 11. - С. 216-223.

В. П. Манухин Какой педагог нужен «Нашей новой школе»? 221 кации и профессиональной переподготовки и само­ образования для формирования у них готовности к работе в обновляющейся школе. В содержании психолого-педагогического обра­ зования важным элементом развития профессио­ нальной компетентности педагога становится изуче­ ние курса «Педагогическая конфликтология», помо­ гающего преодолеть стереотипы, мифы современно­ го образования и вызываемые ими типичные ошиб­ ки и затруднения в профессиональной деятельности учителей. Есть культурологический цикл, дающий учите­ лю возможность осмыслить этические установки и профессиональные ценностные ориентации. Это та идейная, моральная и научно-теоретическая осно­ ва, которая становится ориентиром, фильтром при выборе психолого-педагогических позиций, кото­ рые положены в основу личного педагогического кредо каждого педагога, что обусловлено механиз­ мами социализации в современном обществе, по­ терявшем традицию перехода подрастающих поко­ лений к гражданской и юридической «взрослости», так как молодежная субкультура оказалась сложным явлением. Это обстоятельство особенно актуально в условиях нашего общества, когда старые ценности молодежью отвергаются, а новые еще не осмыслены и недостаточно иерархизированы. Это особенно важ­ но учитывать при анализе проблем современного педагога. Еще одна необходимая составляющая содержа­ ния самообразования и повышения квалификации педагогов —учебные курсы. «Инновационные об­ разовательные технологии в современной школе», «Технология развития креативного мышления педа­ гога». Освоение содержания общего образования должно быть ориентировано (как это и записано в Законе «Об образовании») на удовлетворение за­ просов человека (ученика и его родителей), обще­ ства и государства: выпускник школы должен на­ учиться познавать, научиться делать/действовать, на­ учиться жить, научиться жить вместе. Никакие самые совершенные педагогические идеи, принципы, проекты, программы и стандар­ ты не реализуются сами по себе, без соответствую­ щих творческих усилий учителей. Последнее, кста­ ти, означает, что они будут к тому же осуществ­ ляться различными педагогами по-разному, т.е. об­ разовательный процесс будет строиться не только на объективных (планы, стандарты, программы), но и на субъективных основаниях. Педагогическое зна­ ние в подлинном смысле начинается тогда, когда текст «соприкасается» с учителем. Такое представление о знании существенно рас­ ходится с традиционными характеристиками его на­ учности, объективности, доказательности и др. Од­ нако, проигрывая в достижении сходства с большой наукой, мы выигрываем, приближаясь к реальной специфике отражения педагогической действитель­ ности в сознании учителя, обосновываем способ педагогического познания, базирующийся на един­ стве научного, субъектно-творческого, ценностно- смыслового, проектно-деятельностного освоения сущности педагогической реальности. Создание пе­ дагогических теорий, которые не содержат в себе ориентировки для соответствующей педагогической деятельности и образа учителя, способного к ее осу­ ществлению, малопродуктивное занятие. В самом общем виде суть профессиональной деятельности, к которой готовится будущий педа­ гог, может быть представлена в виде трех базовых элементов. 1. Учитель должен быть готов к изучению ребен­ ка, ситуации его развития, к отбору значимого для этого процесса содержания культурного опыта, т.е. того, что мы, собственно, называем содержанием образования и что включает зна­ ния, действия, переживания. Создающиеся для этого различными государственными инсти­ тутами стандарты, программы, методические инструкции, учебники носят лишь ориенти­ рующий характер. Последнее слово в опреде­ лении содержания, организации условий для его усвоения и, соответственно, для развития конкретного ребенка остается за педагогом. Именно от него зависит, что именно извле­ чет из данного учебника или компьютерной программы ученик. 2. Педагог должен включить воспитанника в освоение представленного содержания через его воспроизведение, переживание или соб­ ственное открытие. Опыт, усвоение которого организует педагог, современная наука разде­ ляет на две большие сферы: в первую входит опыт, созданный предшествующими поколени­ ями и в этом смысле общезначимый для всех людей (опыт значений). Он передастся ребен­ ку посредством деятельности обучения. Во вторую необходимо включить опыт, который ученик должен создать сам, его личностный, субъективный опыт (опыт смыслов). Сюда от­ носится принятие жизненно важных решений, выбор позиций и ценностей, опыт самореа­ лизации, совершение поступков и др. Этот вид опыта уже нельзя передать посредством обучения. Здесь необходим другой аспект пе­ дагогической деятельности —работа с лично­ стью, воспитание, суть которого в создании ситуации-события, пережив которое, ребенок при тонкой и незаметной поддержке педагога должен прийти к собственному выводу, к сво­ ему «живому» знанию. Можно, конечно, этот вывод продиктовать, но в этом случае он не будет по-настоящему принят и усвоен. 3. Собственно педагогическое действие учителя состоит в том, что он должен придать лю­ бому приобретаемому ребенком опыту, зна­ нию, умению, произведению человеческого духа личностный смысл. Последнее требует особо значительных ментальных и волевых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz