Манухин, В. П. Какой педагог нужен «Нашей новой школе»? / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2010. - № 11. - С. 216-223.
В. П. Манухин Какой педагог нужен «Нашей новой школе»? 221 кации и профессиональной переподготовки и само образования для формирования у них готовности к работе в обновляющейся школе. В содержании психолого-педагогического обра зования важным элементом развития профессио нальной компетентности педагога становится изуче ние курса «Педагогическая конфликтология», помо гающего преодолеть стереотипы, мифы современно го образования и вызываемые ими типичные ошиб ки и затруднения в профессиональной деятельности учителей. Есть культурологический цикл, дающий учите лю возможность осмыслить этические установки и профессиональные ценностные ориентации. Это та идейная, моральная и научно-теоретическая осно ва, которая становится ориентиром, фильтром при выборе психолого-педагогических позиций, кото рые положены в основу личного педагогического кредо каждого педагога, что обусловлено механиз мами социализации в современном обществе, по терявшем традицию перехода подрастающих поко лений к гражданской и юридической «взрослости», так как молодежная субкультура оказалась сложным явлением. Это обстоятельство особенно актуально в условиях нашего общества, когда старые ценности молодежью отвергаются, а новые еще не осмыслены и недостаточно иерархизированы. Это особенно важ но учитывать при анализе проблем современного педагога. Еще одна необходимая составляющая содержа ния самообразования и повышения квалификации педагогов —учебные курсы. «Инновационные об разовательные технологии в современной школе», «Технология развития креативного мышления педа гога». Освоение содержания общего образования должно быть ориентировано (как это и записано в Законе «Об образовании») на удовлетворение за просов человека (ученика и его родителей), обще ства и государства: выпускник школы должен на учиться познавать, научиться делать/действовать, на учиться жить, научиться жить вместе. Никакие самые совершенные педагогические идеи, принципы, проекты, программы и стандар ты не реализуются сами по себе, без соответствую щих творческих усилий учителей. Последнее, кста ти, означает, что они будут к тому же осуществ ляться различными педагогами по-разному, т.е. об разовательный процесс будет строиться не только на объективных (планы, стандарты, программы), но и на субъективных основаниях. Педагогическое зна ние в подлинном смысле начинается тогда, когда текст «соприкасается» с учителем. Такое представление о знании существенно рас ходится с традиционными характеристиками его на учности, объективности, доказательности и др. Од нако, проигрывая в достижении сходства с большой наукой, мы выигрываем, приближаясь к реальной специфике отражения педагогической действитель ности в сознании учителя, обосновываем способ педагогического познания, базирующийся на един стве научного, субъектно-творческого, ценностно- смыслового, проектно-деятельностного освоения сущности педагогической реальности. Создание пе дагогических теорий, которые не содержат в себе ориентировки для соответствующей педагогической деятельности и образа учителя, способного к ее осу ществлению, малопродуктивное занятие. В самом общем виде суть профессиональной деятельности, к которой готовится будущий педа гог, может быть представлена в виде трех базовых элементов. 1. Учитель должен быть готов к изучению ребен ка, ситуации его развития, к отбору значимого для этого процесса содержания культурного опыта, т.е. того, что мы, собственно, называем содержанием образования и что включает зна ния, действия, переживания. Создающиеся для этого различными государственными инсти тутами стандарты, программы, методические инструкции, учебники носят лишь ориенти рующий характер. Последнее слово в опреде лении содержания, организации условий для его усвоения и, соответственно, для развития конкретного ребенка остается за педагогом. Именно от него зависит, что именно извле чет из данного учебника или компьютерной программы ученик. 2. Педагог должен включить воспитанника в освоение представленного содержания через его воспроизведение, переживание или соб ственное открытие. Опыт, усвоение которого организует педагог, современная наука разде ляет на две большие сферы: в первую входит опыт, созданный предшествующими поколени ями и в этом смысле общезначимый для всех людей (опыт значений). Он передастся ребен ку посредством деятельности обучения. Во вторую необходимо включить опыт, который ученик должен создать сам, его личностный, субъективный опыт (опыт смыслов). Сюда от носится принятие жизненно важных решений, выбор позиций и ценностей, опыт самореа лизации, совершение поступков и др. Этот вид опыта уже нельзя передать посредством обучения. Здесь необходим другой аспект пе дагогической деятельности —работа с лично стью, воспитание, суть которого в создании ситуации-события, пережив которое, ребенок при тонкой и незаметной поддержке педагога должен прийти к собственному выводу, к сво ему «живому» знанию. Можно, конечно, этот вывод продиктовать, но в этом случае он не будет по-настоящему принят и усвоен. 3. Собственно педагогическое действие учителя состоит в том, что он должен придать лю бому приобретаемому ребенком опыту, зна нию, умению, произведению человеческого духа личностный смысл. Последнее требует особо значительных ментальных и волевых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz