Манухин, В. П. Какой педагог нужен «Нашей новой школе»? / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2010. - № 11. - С. 216-223.
В. П. Манухин Какой педагог нужен «Нашей новой школе»? 219 субъективно представляемую историю станов ления учащихся; 10. личностные аспекты профессиональной ре флексии и самооценки собственной эффектив ности, формулировка собственных принципов и педагогических идей, своего рода авторской системы. Могут сказать, что к этому способен не каждый учитель. Да, конечно, но в этом суть его профессио нализма. Этому он должен быть обучен. Педагогическое знание, а оно включает не только фундаментальные законы, но и правила, рекомен дации, не носит характера всеобщего, одинакового для всех учителей. Его атрибутивным элементом выступает смысл, отношение педагога к возникшей ситуации. Не может же в самом деле он воспитывать в другом то, что сам не приемлет! В современных условиях подготовки педагогов выпускнику педагогического ВУЗа для продуктив ной работы в школе требуется профессиональная подготовка, на практике мы всегда это включали в такое понятие как адаптация. На самом деле это иное, это по существу доучивание начинающего учителя до уровня тех требований, которые предъяв ляются к учителю с учетом сегодняшней ситуации в образовании, в ВУЗе это не делается, так как не предусмотрено в учебных программах и препода ватели ВУЗа далеки от конкретной деятельности перестраивающейся школы. В ряде регионов Рос сии активно действуют «школы молодого учителя». Их цель —социальная и психолого-педагогическая поддержка профессиональной и личностной адапта ции молодых педагогов в коллективах школ региона, стимулирование их профессионального, личностно го и гражданского развития, становление творче ского индивидуального стиля педагогической дея тельности. Изучение информационных и професси ональных запросов начинающих педагогов позволи ло спроектировать содержание работы таких школ, индивидуальные образовательные маршруты слу шателей. Формы обучения в школе: региональные педагогические мастерские, мастер-классы, спец курсы, проблемные курсы, круглые столы, научно педагогические конференции, педагогические чте ния и др. Многое из того, что делается в этих шко лах, призван давать ВУЗ. В настоящий момент перед российской системой образования остро стоит вопрос смены поколений учителей. Уходит то поколение, на чувстве профес сионального долга и мастерстве которого держались стабильность и качество нашего образования в тяже лое перестроечное время. Нынешние школы остро ощущают дефицит квалифицированных молодых кадров. Даже в московских, благополучных по об щим меркам, школах 40 % составляют учителя пен сионного возраста, 50 % —среднего возраста и всего 10 % молодых. Современный российский выпускник ВУЗа стремится добиться материальной независимо сти кратчайшим путем и в кратчайшие сроки. Сфера образования пока не может предложить выпускни кам тех условий реализации их жизненных амбиций и потребностей, которые сделали бы ее конкурен тоспособной в их глазах. Для того чтобы образова ние стало привлекательным сегментом рынка труда, а профессия учителя —востребованной и уважае мой в обществе, необходима иная государственная политика в области образования. Истоки сложившейся неблагоприятной ситуации с кадровым обеспечением системы образования сле дует искать в государственной образовательной по литике нашей страны, а вернее, в отсутствии после довательной образовательной политики, в пренебре жительном отношении к учителю. Такое положение сформировалось не сразу. В течение почти столе тия, с последней четверти XIX в. до 70-х гг. XX века, учительский труд считался в нашей стране подвиж ничеством и пользовался заслуженным уважением общества. Однако в годы застоя учитель фактически перестал быть субъектом образовательной полити ки, разработчиком целей и задач образовательного процесса и превратился в исполнителя спущенных сверху решений, стал «винтиком» в запущенном ме ханизме. Осуществляемые ныне в России образова тельные реформы не только не изменили подобного отношения, но и привели к дальнейшему умале нию его социальной роли, интересов, потребностей и ожиданий. Циничное отношение к учителям очень точ но и образно характеризует доктор педагогиче ских наук, координатор образовательных проектов в Московском представительстве Всемирного бан ка И. Д. Фрумин «Сегодня учителя начинают срав нивать с автомехаником, который раньше должен был разобрать машину, чтобы понять, почему она не работает. А сейчас этот механик смотрит, какая лампочка не горит, и заменяет целый узел.... Какие дискуссии могут быть относительно стандартизи рованного теста, у которого есть ключ? Такой тест может провести техник или лаборант. Роль учителя как уникального эксперта сменяется ролью учителя как техника, обслуживающего пусть и сложные, но чужие механизмы. То есть надо признать честно, что с такой работой вполне могут справится люди не очень квалифицированные. Поэтому и платить им надо немного, и в их образование вкладываться не стоит. Но в ситуации, когда сам образ учителя трансформируется в общественном сознании в образ техника, надо признать, что развивающие педагоги не пойдут ни на зарплату, ни на социальный статус лаборанта». Школьный учитель трудится сегодня в мире, который сильно отличается от той школы, где проходило его собственное детство. Метаморфо зы, переживаемые общим образованием, далеко выходят за рамки локальных изменений в учеб ном плане, в содержании отдельных учебных дис циплин, в организационно-методических аспектах учебного процесса. Здесь и компетентностная мо дель обучения, отличная от традиционной предмет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz