Манухин, В. П. Система образования в Финляндии. Взгляд со стороны / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2009. - № 10. - С. 36-40.

36 Региональный компонент содержания образования В. П. Манухин Система образования в Финляндии. Взгляд со стороны Интерес к финской системе образования про­ являют сегодня ученые, организаторы образования, педагогическая общественность, политики и эко­ номисты (Агранович М. JL, Асмолов А. Г., Бар­ бер М. Л., Дерябин Ю. С., Загвоздкин В. К., Леви- тас Д. Г., Крирук Е. Л., Мурмед М., Патмен Р., Пе- тмин А. Ю., Ф. Р. Йах, Пинский А. А., Ткач Н. Ф. и др.), многие признают, что система образования Финляндии во многом способствует бурному росту экономики и социальному прогрессу в стране, фор­ мированию эффективной политики в области ин­ новаций, научных исследований и технологических разработок во многих областях, в которых финны стали мировыми лидерами. Система государственно-общественного управ­ ления образовательными учреждениями в России и Финляндии показана в учебном пособии для управленческих кадров «Совершенствование госу­ дарственно-общественного управления образова­ нием», изданного Комитетам по образованию Мур­ манской области, национальным управлением об­ разования Рованиеми (Финляндия), Мурманским областным институтом повышении квалификации и переподготовки работников образования и куль­ туры. Содержанием этой работы стали результаты совместного исследования российских и финских ученных, представленных на международной науч­ но-практической конференции в г. Мурманске, в де­ кабре 2007 г. В 2005-2007 годах в рамках российско-финско­ го сотрудничества был осуществлен научно-иссле- довательский проект «Совершенствование государ­ ственно-общественного управления на региональ­ ном, муниципальном, институциональном уровнях системы образования». Министр образования Мурманской области В. Ф. Костюкевич, высоко оценивая взаимоотноше­ ния с органами управления образованием Финлян­ дии, сказал: «Опыт его реализации важен для обоих сторон в плане обогащения образования свежими новаторскими подходами и идеями. Все проекты, в том числе и этот, на мой взгляд, были успешны­ ми. Мы многому научились. Надеюсь, что кое-что взяли у нас и финские коллеги». Результаты исследований авторитетных между­ народных научных центров показали, что юные финны занимают лидирующие позиции в мире по уровню функциональной грамотности (93%) и за­ числению в высшие учебные заведения (103 на 1 тыс. жителей), соответствующие показатели для США —82% и 95%. Среднее девятилетнее образо­ вание имеют 40,6% финнов, лицейское 36,1%, выс­ шее 28,8%. Перед поступлением в школу дети ше­ стилетнего возраста охвачены дошкольным образо­ ванием, муниципалитеты обязаны обеспечить обу­ чение всех шестилетних детей на бесплатной осно­ ве, обучение их ведется по игровой методике. Учеба в школе, включая учебники бесплатная. Все учащи­ еся получают горячие бесплатные обеды (эта тра­ диция в Финляндии существует уже около 60 лет). Преподаватели питаются вместе с учениками, 50% выпускников основной школы поступают в лицеи (гимназии). По окончания лицея учащиеся сдают студенче­ ские экзамены, которые дают право на поступле­ ние в высшие учебные заведения. Форма экзаменов единая по всей стране. Профессиональное обучение выпускники школ могут получить в профтехучили­ щах. В них помимо теоретических знаний учащи­ еся получают практические навыки в мастерских своего училища или на производственной практи­ ке, 80% учащихся образовательных школ, лицеев и профтехучилищ обеспечены компьютерами, уста­ новленными в этих учебных заведениях, каждое из них имеет свой сайт в Интернете. В 1995 го­ ду в Финляндии принята общенациональная стра­ тегия учебных заведений наиболее высокого уров­ ня, которая ставит своей целью повышение каче­ ства и эффективности образования и научных ис­ следований. Основные средства на ее поддержание предоставляет Академия наук, которая и определят соответствующие учебные заведения; в финанси­ ровании участвуют также государственные фонды и частный сектор. Финны не скупятся на образова­ ние и науку. Годовые расходы на одного учащегося более чем в 15 раз выше, чем в нашем государстве: в основной школе —5,5 тыс. евро, в профессиональ­ ных училищах —5,8 тыс. евро, в университетах — 8,1 тыс. евро.(«Педагогика» № 4, 2004 г.) В Финляндии дети идут в школу не ранее 7 лет и на протяжении первых двух лет обучения зани­ маются в школе всего 4-5 часов в день. И тем не менее в возрасте 15 лет финские школьники зани­ мают самые высокие позиции в мировых рейтингах по математике, естественным наукам, чтению и ре­ шению задач, опережая на целых 50 пунктов своих сверстников из соседней Норвегии. Успех в обучении школьников математике, осно­ вам естественных наук, чтению исследователи фин­ ской системы образования видят в высоком уровне преподавания, в гуманном взаимоотношении обу­ чающих и обучаемых. Финляндия входит в число стран с наиболее эффективными процедурами от­ бора учителей. Особое внимание уделяется акаде­ мическим достижениям кандидатов, их коммуни­ кативным навыкам и мотивации к учительской ра­ боте, 10% нанятых учителей из 1/3 выпускников

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz