Манухин, В. П. Система образования в Финляндии. Взгляд со стороны / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2009. - № 10. - С. 36-40.

40 Региональный компонент содержания образования училища. Муниципальный орган управления образова­ нием определяет порядок назначения директоров учебных заведений. Руководитель образовательного учреждения имеет высокий статус, как должностное лицо. Поль­ зуется высокой степенью доверия муниципально­ го органа управления образованием. Нет мелочного контроля и опеки учреждения. Уровень квалификации преподавателя магистр. Наличие квалификационных кадров не предполага­ ет тотального контроля за деятельностью препо­ давателя. В управлении школы участвуют родители. Фор­ мы работы с родителями: родительские собрания, совет родителей, индивидуальные беседы педаго­ гов с родителями, консультации. Родительские со­ веты не являются обязательными, они создаются по желанию родителей. Родители принимают участие в организации школьных мероприятий: турпоходов, культурно-массовых мероприятиях. На заседани­ ях родительского совета рассматриваются: вопросы обновления содержания образования, возможности введения дополнительных учебных дисциплин, ка­ чество образования, психологический климат, орга­ низация досуговой деятельности с обучающимися, удовлетворенности родителей качеством образова­ ния. Решение родительского совета имеют рекомен­ дательный характер. Родители не вкладывают лич­ ные финансовые средства в развитие материально- технической базы учреждения. Важную функцию по обеспечению качества тру­ довой жизни работников образования выполняет профсоюзная организация работников образования. Она осуществляет взаимодействие с международ­ ными организациями и Евросоюзом по защите прав работников образования. Информация о деятель­ ности профсоюзов помещается на сайте профсо­ юза. Профсоюзная организация осуществляет кон­ сультирование работников по вопросам соблюдения трудового законодательства. Профсоюзный коми­ тет вносит предложения по вопросам распределе­ ния финансовых средств между образовательными учреждениями. Много внимания профсоюз уделяет контролю за созданием безопасности условий тру­ да. Профсоюзные организации принимают участие в реализации реформы образования, с их участием разрабатывается новая отраслевая система оплаты труда. В каждом образовательном учреждении имеет­ ся ответственный представитель муниципального профсоюзного комитета. В Финляндии довольно высокий уровень охвата педагогических работни­ ков и студентов членством в профсоюзе. Безработ­ ные педагоги длительное время получают пособие по безработице. Школа получает информацию только о резуль­ татах своей школы. Школы знают общие итоги те­ стирования и могут сравнивать свои результаты со средними результатами других школ, в том числе с результатами международных исследований. Рей­ тинг учреждения по итогам тестирования не сооб­ щается ни родителям, ни обучающимся. В муниципалитетах могут проводиться опросы родителей, обучающихся об удовлетворенности об­ разовательными услугами и качеством образования. Администрация анализирует результаты обследова­ ния, обсуждает их с преподавателями и обучающи­ мися и разрабатывает меры по совершенствованию образовательного процесса. Модель самооценки образовательных учрежде­ ний носит комплексный характер. Литература: 1. Барбер М., Мурмед М. Как добиться ста­ бильности высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образова­ ния Мира (перев. с англ.) // Вопросы образования. № 3, 2008, с. 7-60. 2. Дерябин Ю. С. Образование, наука и иннова­ ции: «Финское чудо»? // Высшее образование сего­ дня. 2 0 0 3 -№ 11, с. 34-41. 3. Дерябин Ю. С. Финляндия —один из миро­ вых лидеров в образовании // Педагогика. 2004, № 4, с. 75-82. 4. Дерябин Ю. С. Образование и наука в Фин­ ляндии // Высшее образование сегодня. 2003 №11. 5. Зоивоздкин В. К. Финская система образова­ ния: модели эффективных реформ // Библиотека «Первое сентября». Управление школой, № 19. 6. Пинский А. А. Общественное участие в управлении школой: на пути к школьным управ­ ляющим советам // Вопросы образования. № 2, 2004 г., с. 12-41. 7. Пентин А. Ю. PiSA-2006 пойдут ли впрок ее уроки? // Директор школы, № 6, 2008, с. 11-18. 8. Совершенствование государственно­ общественного управления образованием: Учеб­ ное пособие для управленческих кадров / Общ. ред. и сост. Н.Ф. Ткач; авторский коллектив,— Мурманск-Рованиеми: МОИПКРО и К, 2007.— 206 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz