Манухин, В. П. Система образования в Финляндии. Взгляд со стороны / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2009. - № 10. - С. 36-40.
40 Региональный компонент содержания образования училища. Муниципальный орган управления образова нием определяет порядок назначения директоров учебных заведений. Руководитель образовательного учреждения имеет высокий статус, как должностное лицо. Поль зуется высокой степенью доверия муниципально го органа управления образованием. Нет мелочного контроля и опеки учреждения. Уровень квалификации преподавателя магистр. Наличие квалификационных кадров не предполага ет тотального контроля за деятельностью препо давателя. В управлении школы участвуют родители. Фор мы работы с родителями: родительские собрания, совет родителей, индивидуальные беседы педаго гов с родителями, консультации. Родительские со веты не являются обязательными, они создаются по желанию родителей. Родители принимают участие в организации школьных мероприятий: турпоходов, культурно-массовых мероприятиях. На заседани ях родительского совета рассматриваются: вопросы обновления содержания образования, возможности введения дополнительных учебных дисциплин, ка чество образования, психологический климат, орга низация досуговой деятельности с обучающимися, удовлетворенности родителей качеством образова ния. Решение родительского совета имеют рекомен дательный характер. Родители не вкладывают лич ные финансовые средства в развитие материально- технической базы учреждения. Важную функцию по обеспечению качества тру довой жизни работников образования выполняет профсоюзная организация работников образования. Она осуществляет взаимодействие с международ ными организациями и Евросоюзом по защите прав работников образования. Информация о деятель ности профсоюзов помещается на сайте профсо юза. Профсоюзная организация осуществляет кон сультирование работников по вопросам соблюдения трудового законодательства. Профсоюзный коми тет вносит предложения по вопросам распределе ния финансовых средств между образовательными учреждениями. Много внимания профсоюз уделяет контролю за созданием безопасности условий тру да. Профсоюзные организации принимают участие в реализации реформы образования, с их участием разрабатывается новая отраслевая система оплаты труда. В каждом образовательном учреждении имеет ся ответственный представитель муниципального профсоюзного комитета. В Финляндии довольно высокий уровень охвата педагогических работни ков и студентов членством в профсоюзе. Безработ ные педагоги длительное время получают пособие по безработице. Школа получает информацию только о резуль татах своей школы. Школы знают общие итоги те стирования и могут сравнивать свои результаты со средними результатами других школ, в том числе с результатами международных исследований. Рей тинг учреждения по итогам тестирования не сооб щается ни родителям, ни обучающимся. В муниципалитетах могут проводиться опросы родителей, обучающихся об удовлетворенности об разовательными услугами и качеством образования. Администрация анализирует результаты обследова ния, обсуждает их с преподавателями и обучающи мися и разрабатывает меры по совершенствованию образовательного процесса. Модель самооценки образовательных учрежде ний носит комплексный характер. Литература: 1. Барбер М., Мурмед М. Как добиться ста бильности высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образова ния Мира (перев. с англ.) // Вопросы образования. № 3, 2008, с. 7-60. 2. Дерябин Ю. С. Образование, наука и иннова ции: «Финское чудо»? // Высшее образование сего дня. 2 0 0 3 -№ 11, с. 34-41. 3. Дерябин Ю. С. Финляндия —один из миро вых лидеров в образовании // Педагогика. 2004, № 4, с. 75-82. 4. Дерябин Ю. С. Образование и наука в Фин ляндии // Высшее образование сегодня. 2003 №11. 5. Зоивоздкин В. К. Финская система образова ния: модели эффективных реформ // Библиотека «Первое сентября». Управление школой, № 19. 6. Пинский А. А. Общественное участие в управлении школой: на пути к школьным управ ляющим советам // Вопросы образования. № 2, 2004 г., с. 12-41. 7. Пентин А. Ю. PiSA-2006 пойдут ли впрок ее уроки? // Директор школы, № 6, 2008, с. 11-18. 8. Совершенствование государственно общественного управления образованием: Учеб ное пособие для управленческих кадров / Общ. ред. и сост. Н.Ф. Ткач; авторский коллектив,— Мурманск-Рованиеми: МОИПКРО и К, 2007.— 206 с.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz