Манухин, В. П. Система образования в Финляндии. Взгляд со стороны / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2009. - № 10. - С. 36-40.

В. П. Манухин Система образования в Финляндии. Взгляд со стороны 39 ление услуг по образованию и культуре; • рассматривает вопросы по правовой защи­ щенности учеников (жалобы и донесения); • рассматривает финансовые планы создания учебных заведений и библиотек; • осуществляет общее поступление учащихся в учебные заведения средней ступени; • осуществляет повышение квалификации учи­ телей и преподавателей; • предоставляет и финансирует профессио­ нальное дополнительное обучение взрослых; • развивает и оценивает библиотечную деятель­ ность; • продвигает спортивные и молодежные вопро­ сы и развивает условия жизни молодежи; • рассматривает проекты строительства спор­ тивных сооружений; • рассматривает заявления на проекты с EC-финансированием на области Мини­ стерства просвещения; • следит и развивает обучение на саамском язы­ ке; • продвигает международную деятельность. Местное управление осуществляют муниципа­ литеты, которые имеют самоуправление и право сбора налогов. В Финляндии 452 муниципалитета. Они отличаются по размеру. В самом маленьком только 700 жителей и в самом большом более по­ лумиллиона. Решающую власть исполняет в муни­ ципалитете избранный муниципальный совет. Со­ вет избирает муниципальное правление и комите­ ты. Каждый муниципалитет имеет по крайней мере один избранный муниципальным советом комитет по образованию или соответствующий орган. В Финляндии муниципалитет обязан организо­ вать основное обучение всем детям, проживающим на территории муниципалитета или иначе заботить­ ся о том, чтобы дети школьного возраста получили соответствующее обучение. Власти по образованию в муниципалитете могут организовать и обучение в гимназии, профессиональное обучение, высшее профессиональное обучение и обучение взрослых. Организаторами обучения в гимназии и профес­ сионального обучения могут действовать муници­ палитеты, объединения муниципалитетов или част­ ные сообщества и фонды. Из 4300 основных школ Финляндии 86 содержатся частным организатором обучения, 30 государством и остальные являют­ ся муниципальными или содержатся объединения­ ми муниципалитетов. Государство содержит шесть профессиональных специальных учебных заведе­ ний. Профессиональные высшие учебные заведе­ ния являются муниципальными или частными. Все университеты являются государственными и они имеют широкую автономию. Н. Ф. Ткач —ректор Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры, кандидат педагогиче­ ских, заслуженный учитель школы Российской Федерации, изучающая управление образования в Финляндии, так рассказывает о муниципаль­ ном уровне управления (см. Совершенствова­ ние государственного управление образованием «Мурманск-Рованиеми» 2007 г., с. 136-140). В Финляндии муниципальный орган управле­ ния образованием разрабатывает стратегию разви­ тия муниципательной системой образования, осу­ ществляет тактическое и операционное управление образованием в муниципалитете. Планирует обра­ зовательную сеть и ее реформирование, содержание образования, укрепляет материально-техническую базу, изучает качество образования и образователь­ ные потребности населения, осуществляет взаимо­ действие с социальными партнерами и обществен­ ными организациями, формирует кадровую полити­ ку в образовании. При муниципалитете действует совет по про­ фессиональному образованию, в который вхо­ дят представители предприятий, предпринимате­ лей, муниципалитета, образовательных учрежде­ ний, депутаты. Решения совета имеют рекоменда­ тельный характер. В муниципалитете после выбо­ ров депутатов каждые четыре года избирается об­ щественная комиссия по образованию. Комиссия рассматривает стратегию образования, финансиро­ вание, планирование сети, утверждение учебного плана, организацию дополнительных образователь­ ных услуг. В управлении образованием используются со­ временные информационные технологии, которые позволяют реализовать принципы гласности, до­ ступности информации для обучающихся, педаго­ гов и родителей, заказчиков и потребителей об­ разовательных услуг. Каждое учреждение имеет сайт, на котором представлена информация об учеб­ ном заведении: образовательные программы, педа­ гогические кадры, дополнительные образователь­ ные услуги, мероприятия для обучающихся. Качество образования оценивает совет по оцен­ ке качества или аттестационная комиссия. На му­ ниципальном уровне ответственность за оценива­ ние возлагается на муниципальные органы управле­ ния образованием, оцениваться может: доступность образования, экономическая деятельность, образо­ вательная политика, достижение образовательных целей, инновационные процессы, результаты тру­ доустройства выпускников. Систему оценки разра­ батывает муниципалитет, он же проводит и анализ качества образования. Реформирование сети образовательных учре­ ждений осуществляется с учетом мнения населе­ ния. Финансирование образовательных учреждений осуществляется по количеству обучающихся. Му­ ниципальный орган управления образованием уста­ навливает критерии для поступления в гимназию, на профессиональные курсы и в профессиональные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz