Манухин, В. П. Система образования в Финляндии. Взгляд со стороны / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2009. - № 10. - С. 36-40.
В. П. Манухин Система образования в Финляндии. Взгляд со стороны 39 ление услуг по образованию и культуре; • рассматривает вопросы по правовой защи щенности учеников (жалобы и донесения); • рассматривает финансовые планы создания учебных заведений и библиотек; • осуществляет общее поступление учащихся в учебные заведения средней ступени; • осуществляет повышение квалификации учи телей и преподавателей; • предоставляет и финансирует профессио нальное дополнительное обучение взрослых; • развивает и оценивает библиотечную деятель ность; • продвигает спортивные и молодежные вопро сы и развивает условия жизни молодежи; • рассматривает проекты строительства спор тивных сооружений; • рассматривает заявления на проекты с EC-финансированием на области Мини стерства просвещения; • следит и развивает обучение на саамском язы ке; • продвигает международную деятельность. Местное управление осуществляют муниципа литеты, которые имеют самоуправление и право сбора налогов. В Финляндии 452 муниципалитета. Они отличаются по размеру. В самом маленьком только 700 жителей и в самом большом более по лумиллиона. Решающую власть исполняет в муни ципалитете избранный муниципальный совет. Со вет избирает муниципальное правление и комите ты. Каждый муниципалитет имеет по крайней мере один избранный муниципальным советом комитет по образованию или соответствующий орган. В Финляндии муниципалитет обязан организо вать основное обучение всем детям, проживающим на территории муниципалитета или иначе заботить ся о том, чтобы дети школьного возраста получили соответствующее обучение. Власти по образованию в муниципалитете могут организовать и обучение в гимназии, профессиональное обучение, высшее профессиональное обучение и обучение взрослых. Организаторами обучения в гимназии и профес сионального обучения могут действовать муници палитеты, объединения муниципалитетов или част ные сообщества и фонды. Из 4300 основных школ Финляндии 86 содержатся частным организатором обучения, 30 государством и остальные являют ся муниципальными или содержатся объединения ми муниципалитетов. Государство содержит шесть профессиональных специальных учебных заведе ний. Профессиональные высшие учебные заведе ния являются муниципальными или частными. Все университеты являются государственными и они имеют широкую автономию. Н. Ф. Ткач —ректор Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры, кандидат педагогиче ских, заслуженный учитель школы Российской Федерации, изучающая управление образования в Финляндии, так рассказывает о муниципаль ном уровне управления (см. Совершенствова ние государственного управление образованием «Мурманск-Рованиеми» 2007 г., с. 136-140). В Финляндии муниципальный орган управле ния образованием разрабатывает стратегию разви тия муниципательной системой образования, осу ществляет тактическое и операционное управление образованием в муниципалитете. Планирует обра зовательную сеть и ее реформирование, содержание образования, укрепляет материально-техническую базу, изучает качество образования и образователь ные потребности населения, осуществляет взаимо действие с социальными партнерами и обществен ными организациями, формирует кадровую полити ку в образовании. При муниципалитете действует совет по про фессиональному образованию, в который вхо дят представители предприятий, предпринимате лей, муниципалитета, образовательных учрежде ний, депутаты. Решения совета имеют рекоменда тельный характер. В муниципалитете после выбо ров депутатов каждые четыре года избирается об щественная комиссия по образованию. Комиссия рассматривает стратегию образования, финансиро вание, планирование сети, утверждение учебного плана, организацию дополнительных образователь ных услуг. В управлении образованием используются со временные информационные технологии, которые позволяют реализовать принципы гласности, до ступности информации для обучающихся, педаго гов и родителей, заказчиков и потребителей об разовательных услуг. Каждое учреждение имеет сайт, на котором представлена информация об учеб ном заведении: образовательные программы, педа гогические кадры, дополнительные образователь ные услуги, мероприятия для обучающихся. Качество образования оценивает совет по оцен ке качества или аттестационная комиссия. На му ниципальном уровне ответственность за оценива ние возлагается на муниципальные органы управле ния образованием, оцениваться может: доступность образования, экономическая деятельность, образо вательная политика, достижение образовательных целей, инновационные процессы, результаты тру доустройства выпускников. Систему оценки разра батывает муниципалитет, он же проводит и анализ качества образования. Реформирование сети образовательных учре ждений осуществляется с учетом мнения населе ния. Финансирование образовательных учреждений осуществляется по количеству обучающихся. Му ниципальный орган управления образованием уста навливает критерии для поступления в гимназию, на профессиональные курсы и в профессиональные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz