Манухин, В. П. Система образования в Финляндии. Взгляд со стороны / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2009. - № 10. - С. 36-40.

38 Региональный компонент содержания образования С 2001 года начали создаваться виртуаль­ ные университеты. В создании их принимают участие существующие университеты и научно- исследовательские центры. Через виртуальные университеты студенты мо­ гут получить дополнительные знания по предме­ там, которые они изучают в своем вузе. Но экза­ мены они все равно должны сдавать по основному месту учебы. С 1970 годов в Финляндии действует и расширя­ ется система так называемых открытых универси­ тетов, в которых бесплатно могут обучаться все же­ лающие, независимо от возраста и подготовки. Кур­ сы, прослушанные в таких университетах, засчиты­ ваются потом при поступлении в обычные универ­ ситеты. Этой формой охвачено в настоящее время около 80 тыс. финнов. Давние традиции в Финлян­ дии имеют летние университеты, в которых все же­ лающие могут получить необходимые знания для поступления в вузы. Они действуют в 113 комму­ нах, в них обучается примерно 70 тыс. человек. За последние 25 лет важной составной частью политики Финляндии в сфере образования стало обучение взрослых. На курсах для взрослых, орга­ низованных в более чем 1 тыс. учебных заведений, ежегодно обучается около 1 млн. финнов. Обучением взрослых занимаются вузы, профес­ сиональные учебные заведения, гимназии, центры профессионального обучения взрослых, училища и летние университеты. Учащимся предлагается подготовка с целью получения базового, средне­ го и высшего образования; подготовка к экзаменам экстерном по месту работы на договорных основах, а также переподготовка для поддержания профес­ сиональных навыков и повышения квалификации. Кроме того, обучение взрослых может включать приобретение общественно-просветительских зна­ ний или навыков, связанных с личными интересами и хобби. Обучение взрослых в основном бесплат­ ное, но есть и курсы с частичной оплатой или ры­ ночными ценами. Министерство просвещения фи­ нансирует обучение взрослого населения и отвечает за его развитие. Большинство взрослых работают и учатся заоч­ но. Активно применяются в обучении современные информационные технологии. Важной формой об­ разования представляет собой обучение взрослых по направлению службы занятости. Министерство труда субсидирует в разных учебных заведениях курсы для безработных и лиц, находящихся под угрозой увольнения. Такое обучение для всех обу­ чающихся бесплатное. Государство активно поощряет научно- исследовательскую деятельность в университетах. Примечательно, что студенты не обязаны пере­ давать свои изобретения и открытия университе­ там, а имеют право самостоятельно патентовать их и распоряжаться на коммерческой основе. Финляндия одна из первых в Западной Европе использовала опыт технополисов в частности Си­ ликоновой долины (Калифорния), но не механи­ чески, а применительно к своим специфическим условиям. Одним из первых был создан техно­ парк в г. Оулу на основе местного университе­ та. Технопарк —пример объединения в единое це­ лое образования исследования и внедрения. В рам­ ках такого подхода родилась, например, знамени­ тая операционная система Linux, созданная моло­ дым программистом Линусом Торвальдсом —сту­ дентом Хельсинского технологического универси­ тета. Такие технопарки в Финляндии называют ино­ гда «технологическими деревнями», их сейчас свы­ ше 20. Все учреждения образования Финляндии пред­ ставляют единую систему образования, обеспечи­ вающую высокое качество образования. В Финляндии действует четкая система государственно-общественного управления единой системой образования. Центральное управление совокупности —мест­ ное исполнение. Парламент принимает решения по законода­ тельству образования и общим принципам образо­ вательной политики. Правительство, Министерство просвещения и Управление образования отвечают за осуществление этой политики на уровне цен­ трального управления. Министерство просвещения —высший орган власти по образованию в Финляндии. В сферу дея­ тельности Министерства просвещения входят обра­ зование, наука, культура, молодежная деятельность, церковные вопросы и спорт, а также вопросы автор­ ских прав. Министерство просвещения подготавливает за­ конодательство по образованию и решения прави­ тельства. Управление образования является ведомством специалистов, которое отвечает за развитие целей, содержания и способов образования основного обу­ чения, обучения в гимназии, профессионального образования и обучения взрослых. Оно составля­ ет и принимает основы учебных планов и отвечает за оценку образовательной системы Финляндии. В Финляндии нет особого ведомства для кон­ троля над школами. По управлению образователь­ ных систем принимают решения правительство и Министерство просвещения. По многими вопро­ сам ответственность несут организаторы обучения. Деятельность организаторов обучения управляется с помощью основ поставленных в законодательстве целей и учебных планов. Отзывы по деятельности образовательных систем собираются через стати­ стику и оценку. Полученная от них информация на­ правляет развитие образования. Финляндия разделена на шесть губерний. В каж­ дой губернии имеется губернское правление. Отдел по образованию губернского правления занимается вопросами образования и культуры. • следит и оценивает равноправное осуществ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz