Манухин, В. П. Система образования в Финляндии. Взгляд со стороны / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2009. - № 10. - С. 36-40.

В. П. Манухин Система образования в Финляндии. Взгляд со стороны 37 школ, показавших высокий уровень успеваемости (Барбер М., Мурмед М. Как добиться стабильности высокого качества обучения в школах // Вопросы образования, № 3, 2008 г.—с 7-60.) Дерябин Ю. С. руководитель центра Севера Ев­ ропы ФАН и профессор пишет, что особую роль в успехах Финляндии играет университетское об­ разование. Каждый четвертый финн —выпускник университета. Система высшего образования имеет здесь хорошие давние традиции. В 1640 году, ко­ гда Финляндия входила в состав Швеции, была от­ крыта Королевская Абосская академия —учрежде­ ние образования университетского типа. В 1828 го­ ду академия была переведена в новую столицу Ве­ ликого княжества Финляндского г. Хельсинки и по указу Александра I преобразована в Императорский Александровский университет, теперь это Хельсин­ ский университет, ведущий вуз в стране. До середи­ ны 90 годов XX века в Финляндии было еще только одно высшее заведение университетского уровня — Высшая технологическая школа. Во второй поло­ вине XX века происходило бурное развитие высше­ го образования, которое привело к тому, что сейчас в десяти городах Финляндии насчитывается 20 уни­ верситетов и приравненных к ним вузов. (В двух из них преподавание ведется на шведском языке). 10 многопрофильных университетов, 3 технических вуза, 3 экономических и 4 художественных разного профиля. Кроме того, на университетском уровне, но вне системы министерства просвещения дей­ ствует Высшая школа обороны, которая обеспечи­ вает высшее военное обучение. Сеть университетов Финляндии покрывает всю страну, включая самый северный регион —Лапландию, граничащий с Мур­ манской областью. Финляндия занимает первое место в мире по проценту студентов, изучающих прикладные на­ уки, математику и инженерные специальности — 27% (для сравнения в США—14%, в среднем по развитым странам —15%). Все университеты являются государственными, около 70% их финансирования поступает из госу­ дарственного бюджета, остальные средства выде­ ляют различные государственные фонды, Академия наук, муниципалитеты и частный сектор. По итогам учебы в университете можно в за­ висимости от сданных экзаменов получить низ­ шую ступень —бакалавра (таких выпускников на­ зывают кандидатами) или высшую ступень —маги­ стра, а при продолжении образования защитить на­ учную диссертацию на степень лицензиата и док­ тора наук. Для получении степени бакалавра требуется три года (минимум 120 учебных недель), магистра—5 лет (160 недель); ежегодно их получают 12 тыс. че­ ловек. Докторская степень присуждается 1200 вы­ пускникам в год (средний возраст этой категории за последнее время снизился до 32 лет). Из 170 тыс. человек, обучающихся 2003 году в университетах, 5 тыс. —иностранные граждане. Ежегодно количество заявок на прием в универси­ тет составляет 68 тыс., принимается 28 тысяч (дан­ ные до 2004 года). Преподавательский состав насчитывает около 8 тыс. специалистов, оклад профессора колеблется от 4-5 тыс. Евро (данные 2003 г.). Обучение в Финляндии бесплатно. Больше того, в начале 1990-х была создана новая система госу­ дарственной помощи учащимся гимназий, лицеев и вузов, которой пользуются примерно 75% из них в возрасте свыше 16 лет. Пакет помощи состоит из стипендий, субсидий на жилье (примерно 500 евро в месяц) и гарантированных государством банков­ ских кредитов (300 евро в месяц). Студенты также получают дотации на питание и учебные поездки. В каждом университете имеется союз студентов, защищающий интересы последних. Членство в нем обязательно для тех, кто желает получить степень магистра, оно дает право студентам на различные льготы и услуги (включая студенческие поликли­ ники и столовые). Университетские союзы объеди­ нены в Национальный союз студентов. Аналогич­ ные организации имеются в политехнических ву­ зах, правда, членство в них добровольное. Учащие­ ся лицеев также имеют собственное объединение — союз старшеклассников. Профессиональные технические вузы —это учебные заведения в большинстве своем представ­ ляют собой многопрофильные региональные вузы, деятельность которых отличается тесной связью с производством и бизнесом. Как и университеты, они расположены по всей стране. Система высших профессиональных учебных заведений достаточно новая, она была создана в 1990-х годах с целью обеспечения роста высшего образования в стране. В отличие от университетов, профессиональные вузы являются муниципальными, содержатся за счет местных бюджетов, а также частных органи­ заций. Но и государство активно участвует в их финансировании, его доля составляет 57%. Про­ фессиональные вузы ведут обучение по следующим отраслям: техника и транспорт, управление и тор­ говля, социальные услуги и услуги здравоохра­ нения, сферы культуры, туризма, общественного питания и хозяйственных услуг, возобновляемые природные ресурсы, гуманитарная и педагогиче­ ская сфера. Программы обучения для получения диплома утверждаются Министерством просвеще­ ния, но решения по учебным планам принимаются учебными заведениями самостоятельно, обучение составляет 3,5-4 года. (140-160 учебных недель), включая производственную практику и написание дипломной работы по специальности. По окончании профессиональных вузов выпуск­ ники получают степень магистра. В 30 таких учеб­ ных заведениях Финляндии в 2002 г. училось 114 тысяч студентов. Для получения права преподава­ ния в них необходимо иметь университетское обра­ зование, степень магистра, лицензиата или доктора, а также трехлетний опыт работы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz