Манухин, В. П. Его судьба и система образования неразделимы : (о заслуженном учителе РСФСР Н. И. Аверине) / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 194-198.
198 ДЕЯТЕЛИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ Велика заслуга городского и районных отделов образования города в организации шефства город ских школ над сельскими. Дружеские связи педаго гических коллективов имели форму обмена опытом, творческих встреч, стажировки педагогов сельских школ в школах города и т.д. Например, учителя кольских школ с благодарностью принимали педа гогов мурманских школ № 2,3,10, 35. К сожалению, в настоящее время такие контакты педколлективов города и района утрачены. Все, кому пришлось работать под руково дством Н.И. Аверина, отмечали его хорошие орга низаторские способности: о четкой организации ра боты аппарата, конкретной постановке задач, свое временном отслеживании исполнения поручений и поддержке инициатив рассказывают бывшие ин спектора гороно В.А. Скиотис, О.В. Марьенко, Г.Д. Яковлева. Руководители образовательных уч реждений города А.В. Петруненко, Р.Д. Лазурко, Г.П. Жигилева отмечают энтузиазм Н.И. Аверина, его веру в правоту отстаиваемых идей, житейскую и профессиональную мудрость, умение находить вы ход в сложных ситуациях. Н.И. Аверин сформировал аппарат гороно как работоспособную сплоченную команду - он умел подбирать перспективных работников, терпеливо учил их премудростям административной работы. На должности инспекторов гороно и районов, мето дистов городского и районных методкабинетов на значались хорошо показавшие себя, творчески рабо тавшие педагоги и руководители образовательных учреждений. К примеру, много лет ведущим спе циалистом по истории и обществоведческим пред метам в городе был заслуженный учитель школы РСФСР, авторитетный методист Б.Д. Зак, а учитель ница математики, завуч школы № 34 Н.В. Чудинова, став инспектором гороно, много лет руководила го родским объединением учителей математики, и проводившееся ею инспектирование школ было на стоящими уроками мастерства для педагогов. Полу чив хороший опыт организаторской работы в горо но, узнав проблемы школы и учителей, она впослед ствии много лет руководила областным профсоюзом учителей и работников науки. Большой авторитет у учителей начальной школы имела Заслуженный учитель школы РСФСР, инспектор гороно А.М. Веселкина. Особой заботой Николая Ивановича была ра бота с директорами школ и руководителями дошко льных и внешкольных учреждений. Повышение их квалификации, подбор и подготовка резерва на вы движение, контроль и помощь руководителям - эти процедуры были четко организованы. При Н.И. Аверине практически не было ошибок при на значении руководителей и освобождении их как не справившихся со своими обязанностями. Широкую известность в области получил опыт руководителей школ А.Я. Сексте, О.Ф. Супрун, Н.А.Смирновой, И.И.Кузнецовой, Н.Н. Николаевой, М.Ф. Николаевой, Е.Ф. Келиной, А.С. Михайловой, О.И.Шергуленко, Н.А.Грушаниной, Н.Е. Коробовой, заслуживши поощрения не только гороно и облоно, но и Министерства просвещения. Хорошую школу организаторов образования у Н.И. Аверина прошли многие руководители город ского и районных отделов образования, став высо копрофессиональными, как говорят сегодня, менед жерами системы образования: Л. П. Кабанов, АЛ.Засухина, А.Г.Петров, В.К.Пучков, Л.Д.Рогозина, Г.И.Андросова, А.С.Павлова, Н.Н. Николаева, Т.Д. Топальская. Ответственную работу на посту заведующего гороно Н.И. Аверин успешно сочетал с активной общественной работой. В течение 15 лет он изби рался депутатом городского совета народных депу татов, был членом областного комитета профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, членом коллегии областного отдела образования. В мае 1967 г. Н.И. Аверин был награ жден почетной грамотой Комитета защиты мира за активную деятельность по укреплению мира между народами. Даже после выхода на пенсию он работал общественным инспектором областного комитета народного контроля. За большой вклад в развитие образования Николаю Ивановичу Аверину 27 авгу ста 1975 года присвоено звание «Заслуженный учи тель школы РСФСР». Мне не хотелось бы в этом очерке излишне идеализировать личность Николая Ивановича, сде лав этот материал «парадным», моей задачей было показать его огромную роль в развитии образования города Мурманска. Конечно, у Николая Ивановича (как у всякого руководителя такой сложной сферы деятельности, как образование) были и просчеты, и ошибки... Но не это главное. Для нас важны непод дельный энтузиазм, преданность, любовь к трудной организаторской работе, в которой он не жалел себя, отдавая все силы, способности успешному решению задач всеобуча в заполярной столице. Именно по этому имя Николая Ивановича Аверина справедливо и заслуженно вошло в историю развития народного образования Кольского края.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz