Манухин, В. П. Его судьба и система образования неразделимы : (о заслуженном учителе РСФСР Н. И. Аверине) / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 194-198.

В.П. Манухин ЕГО СУДЬБА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НЕРАЗДЕЛИМЫ 197 (о заслуженном учителе РСФСР Н.И. Аверине) ___________________________________ Для сохранения зрения учащихся черные парты и классные доски менялись на светлые, лампы нака­ ливания в классах заменялись на люминесцентные. Гороно и горздравотдел активно участвовали в смотрах образовательных учреждений по укрепле­ нию здоровья детей, проводимых Минобразованием и Минздравом. На базе школы № 34 в 1965 году был проведен российский семинар руководителей орга­ нов управления образованием и здравоохранением. С докладом на нем выступали заведующие гороно и отделом здравоохранения, руководители школ А.Я. Сексте, Л.Т. Забелло, Н.А. Смирнова и др.. Летний отдых детей рассматривался как со­ ставная часть воспитательной работы, как продол­ жение ее во время каникул. Подавляющее большин­ ство детей дошкольного и школьного возраста обес­ печивались организованным летним отдыхом. В го­ родах открывались детские площадки, лагеря с дневным и круглосуточным пребыванием детей. Каждый третий ребенок вывозился за пределы За­ полярья на дачи, пионерские лагеря профсоюзов, лагеря труда и отдыха старшеклассников. Для обес­ печения педагогическими кадрами воспитательных и оздоровительных мероприятий в летний период гороно и районо нацеливали школы и детские сады на составление графиков отпусков на весь год для руководителей и педагогов, дополнительное выде­ ление средств на оплату их труда. Проводили семи­ нары и инструктажи с работниками лагерей и дач и т.д. За большую работу по охране здоровья школь­ ников 13 марта 1974 года Н.И. Аверин был награж­ ден почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР и республиканского комитета профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений РСФСР. Николай Иванович, с детства занимавшийся спортом, показывал руководителям школ личный пример отношения к физкультуре и спорту. Он был участником всех соревнований педагогов по лыжам, организатором городских Праздников Севера школьников, пять раз сам участвовал в марафонской гонке на Праздниках Севера. За большую работу по развитию физкультуры и спорта Мурманска Н.И. Аверин 22 сентября 2000 года был награжден знаком «Почетный ветеран спорта города-героя Мурманска». Развитие образования и повышение его качест­ ва Н.И. Аверин считал возможным лишь на основе внедрения передового педагогического опыта, по­ этому активно направлял деятельность городских и районных методических служб, руководителей школ и заместителей руководителей на выявление, изучение, оформление и распространение передово­ го опыта педагогов и образовательных учреждений Мурманска. Важным направлением в деятельности отдела образования было внедрение научной организации труда педагогов и обучающихся. Под руководством Н.И. Аверина и заведующих городскими методка- бинетами была выстроена система повышения педа­ гогического мастерства, которая включала самооб­ разование педагогов, школьные, городские и район­ ные методические объединения учителей, педагоги­ ческие чтения, методические конференции, город­ ские семинары для руководителей школ, учителей и воспитателей по актуальным вопросам совершенст­ вования воспитательного процесса. Николай Иванович требовал от руководителей школ всячески поддерживать и стимулировать са­ мообразование учителей. Каждый учитель разраба­ тывал план самообразования на учебный год, в ко­ торый включалось изучение работ классиков мар- ксизма-ленинизма, решений партии и правительст­ ва, трудов выдающихся советских педагогов. Горо­ но и районо устраивали смотры выполнения планов самообразования в школах. В то время работники гороно и районо, райкомов и горкома КПСС строго следили за своевременным проведением в школах занятий в системе партийно-политического просве­ щения. Под руководством Н.И. Аверина в педагогиче­ ских коллективах школ города успешно развивалось движение за работу без второгодников, за полное сохранение контингента учащихся. Гороно поддер­ живал и стимулировал стремление отдельных педа­ гогов и педколлективов работать на самоконтроле. Немало усилий было предпринято по внедрению в практику учебно-воспитательной работы популяр­ ного в то время «липецкого» и «ростовского» опыта, а также опыта учителей-новаторов В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, систем Занкова, Эльконина- Давыдова и др. Особой заслугой органов управления образо­ ванием города и области тех лет является организа­ ция соревнования образовательных учреждений, профсоюзных организаций, местных советов на лучшую постановку дела народного образования. Мурманск соревновался с городами области, а рай­ оны города соревновались между собой, Мурман­ ская область соревновалась с республикой Карелия. Итоги соревнования подводились ежегодно. Сорев­ нующиеся школы и территории обменивались деле­ гациями. Гороно принимал в городе делегации ка­ рельских педагогов, а Н.И. Аверин и председатель горкома профсоюза А.С. Павлова выезжали во главе мурманской делегации в Карелию. Подведение ито­ гов соревнования имело большое общественное зву­ чание. Соревнования не только стимулировали пе­ дагогическую общественность, но и обеспечивали информирование педагогов, родителей и всего насе­ ления о состоянии образования, о положении школ области. Жаль, что с ликвидацией соревнований эти задачи перестали выполняться. Погубили эти сорев­ нования горе-реформаторы, считая, что они несут в себе только очковтирательство и формализм.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz