Манухин, В. П. Его судьба и система образования неразделимы : (о заслуженном учителе РСФСР Н. И. Аверине) / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 194-198.

196 ДЕЯТЕЛИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ освещались на страницах местной печати. На город­ ские и районные августовские совещания учителей и педсоветы в школах приглашались руководители предприятий, партийных и профсоюзных организа­ ций. Выступая на собраниях партийно­ хозяйственного актива, Н.И. Аверин рассказывал о положительном опыте совместной работы школь­ ных и производственных коллективов, информиро­ вал общественность о нерешенных проблемах. Го­ роно и районо вносили предложения в партийные и советские органы о поощрении работников, наибо­ лее отличившихся в оказании помощи школам. На­ пример, Николай Иванович лично готовил для Ми­ нистерства образования представление о награжде­ нии директора судоремонтного завода Министерст­ ва Морского флота А.Д. Головченко знаком «От­ личник народного образования» - это был первый случай награждения таким знаком работника, не принадлежащего к системе образования. Воспитательную работу в школе Николай Ива­ нович рассматривал в единстве с обучением, считая ее составляющим элементом единого учебно- воспитательного процесса. Выступая перед руково­ дителями школ и педагогами, определяя для них це­ ли и задачи, на первое место он ставил формирова­ ние нравственных качеств личности, воспитание гражданина. В подготовке школьников к жизни и труду важное значение он придавал трудовому обу­ чению, эстетическому и военно-патриотическому воспитанию. При его активной поддержке в городе развернулось движение под девизом «Школа - центр воспитательной работы». Школы взяли на учет всех детей, нуждающихся в педагогической помощи и поддержке в свободное от уроков время. Так решалась задача вовлечения каждого в полез­ ную досуговую деятельность. Для занятий с детьми в свободное от уроков время открывались детские клубы. В городе действовало более таких 20 клубов при домоуправлениях (для этого использовались помещения в цоколях жилых домов, в домоуправле­ ниях). Лучший опыт таких клубов широко освещал­ ся в печати, а клуб по месту жительства, действо­ вавший в микрорайоне школы № 10 (воспитатель А.Я. Польмина), в 1970 г. был признан лучшим в области - в нем была организовала лучшая дворовая хоккейная команда, в которой играли не только мальчики, но и девочки. Именно в те годы была упорядочена деятель­ ность педагогических коллективов по воспитанию «трудных» учащихся, заведен их обязательный учет, организовано шефство педагогов над ними. Были осуществлены даже две попытки организовать для второгодников и «трудных» учащихся специальные школы на базе школьных зданий (на проспекте Ле­ нина и ул. Володарского). Туда направлялись такие опытные педагоги и руководители, как А.А. Мелкиседикянц, В.Ф. Чекушкин. Но жесткие нормативы по содержанию учебных программ, штатному расписанию, финансированию, а также отсутствие нормативной базы, соответствующей це­ лям, задачам, условиям деятельности этих учрежде­ ний, не позволили создать эффективную систему воспитания такого контингента детей. Эксперимент себя не оправдал. Городской и районный отделы образования упорядочили и ввели в систему проведение пред­ метных олимпиад, конкурсов, смотров, соревнова­ ний. Активно поддерживалось проведение в школах предметных недель (неделя математики, неделя иностранного языка и др.), дней ученического само­ управления, общественных смотров знаний по клас­ сам, учебных встреч-соревнований классов, школь­ ных клубов веселых и находчивых, в которых уча­ ствовали не только старшеклассники, но и учителя. Ежегодно проводились городские смотры художе­ ственной самодеятельности учителей и учащихся. В 70-е годы гороно выступал организатором проведе­ ния школами конкурсных вечеров отдыха учащихся и педагогов на базе Дворцов и Домов культуры, что имело большой общественный резонанс. Положительную оценку педагогической обще­ ственности получил опыт гороно по организации в ряде школ подготовительных классов. Это дело бы­ ло поручено Н.И.Авериным инспектору гороно А.М. Веселкиной, заслуженному учителю школы РСФСР. Справка об опыте обучения детей в подго­ товительных классах была представлена в Мини­ стерстве образования. Для воспитания учащихся в 60-70-е годы го­ родской отдел активно занимался организацией групп и школ продленного дня. Группы продленно­ го дня для учащихся 1-4 и 5-7 классов к 1970 году работали уже в каждой школе. Широкую извест­ ность в области получил опыт школ продленного дня № 3 и 36, которые возглавляли Л.П. Кабанов и Н.Г. Вайгина. Н.И. Аверин обеспечивал введение в штатное расписание школ новой должности - организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы (впоследствии заместитель директора по воспита­ тельной работе), а также военных руководителей. Одной из важнейших задач образования Н.И. Аверин считал охрану и укрепление здоровья уча­ щихся. Он уделял внимание, во-первых, физкуль­ турным и спортивным занятиям, во-вторых, органи­ зации школьного питания, в-третьих, летнему отды­ ху детей, в - четвертых, хорошо организованному медицинскому обслуживанию школьников. На сове­ те гороно, на городских совещаниях руководителей школ с участием работников здравоохранения еже­ годно обсуждались итоги углубленного медицин­ ского осмотра детей, санитарно-гигиенического со­ стояния учреждений образования, питания школь­ ников и другие. К 1971 году во всех средних школах города были оборудованы зубоврачебные кабинеты, выделены помещения для кварцевания учащихся.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz