Манухин, В. П. Его судьба и система образования неразделимы : (о заслуженном учителе РСФСР Н. И. Аверине) / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2007. - № 8. - С. 194-198.
В.П. Манухин ЕГО СУДЬБА И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НЕРАЗДЕЛИМЫ 195 (о заслуженном учителе РСФСР Н.И. Аверине)______________________________________ орденом Великой Отечественной войны II степени. После войны служил в Вене. Но вскоре дали знать болезни, полученные в плену, - Аверин был при знан негодным к воинской службе. По возвращении в Териберку в июне 1946 года его пригласили работать в школу учителем немец кого языка, в это же время он начал заочно учиться в педагогическом институте. Он до сих пор поддер живает связи со своими бывшими учениками, знает судьбу каждого из них. Вскоре хорошо зарекомендовавшего себя учи теля и завуча школы, добросовестного руководите ля, грамотного педагога, умелого организатора по рекомендации Териберского райкома КПСС и обко ма КПСС пригласили на работу в Мурманск. Н.И. Аверина избрали секретарем Мурманского об кома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, через год - предсе дателем обкома этого профсоюза, и в этой должно сти он работал 5 лет. Какую бы проблему, решав шуюся в то время образовательной сферой нашей области мы ни взяли, везде увидим активную роль Н.И. Аверина. В 1963 году его назначили руководи телем одного из ведущих отделов Мурманского го родского исполнительного комитета - отдела обра зования (гороно). Важным достижением нашей страны в 60-80-е годы Н.И. Аверин считает начавшийся тогда пере ход к всеобщему обязательному среднему образова нию - всеобучу. В решение этой проблемы он внес большой вклад, поскольку эта задача была возложе на властями и на муниципальные органы управле ния образованием, и на руководителей школ. Руко водители образования города организовывали и ко ординировали усилия всех, кто был призван обеспе чить обучение каждого ребенка в школе до получе ния аттестата о среднем образовании. Главной задачей гороно стала организация вы полнения закона о всеобуче: открывались новые школы, организовывалось обучение работающей молодежи, обновлялись учебные программы и учебно-методические пособия, велся активный по иск дополнительных ресурсов обеспечения учебно- воспитательного процесса. Работа гороно направля лась партийными органами. Надо отметить, что гор ком и райкомы КПСС в то же время оказывали большую поддержку работникам образования. В 60- 70-е годы в городе интенсивно развивалась сеть об разовательных учреждений: для обучения детей с недостатками развития в городе были открыты 3 специальные школы, появились музыкальное и ме дицинское училища, 6 профессиональных училищ, заочная школа моряков, областная заочная школа с учебно-консультационными пунктами по всей об ласти. Мурманск был лидером в соревновании горо дов и районов области за лучшую постановку дела образования. Неоднократно нашему городу вруча лось переходящее знамя облисполкома и облсов- профа. Совершенствовалась учебно-воспитательная работа в школах и дошкольных учреждениях: поя вились и учителя, и целые педагогические коллек тивы, работавшие без второгодников. Ушло в про шлое массовое второгодничество, до минимума был сведен отсев обучающихся из 1-9 классов, к 1980 году до 99 % выпускников 9 классов продолжали получать среднее образование в техникумах, сред них профтехучилищах и вечерних школах, до 60 % выпускников средних школ поступали в высшие учебные заведения. Значительно укрепился кадро вый педагогический состав, и в городе не было де фицита учителей по основным предметам. Тем не менее решались эти вопросы сложно: сказывались недостаточное финансирование, плохое обеспечение техническими средствами обучения, ограниченность прав руководителей в использова нии бюджетных средств, несовершенство штатов образовательных учреждений и методических служб, отсутствие централизованного хозяйственно- эксплутационного обслуживания образовательных учреждений и т.д. Гороно пришлось приложить немало усилий к решению выдвинутой руководством страны идеи соединения обучения с производительным трудом. Отдел образования возглавил работу по перестройке учебно-воспитательного процесса, соединяя трудо вую подготовку учащихся и производственное обу чение в школе с изучением общеобразовательных предметов, создав для этого соответствующую ма териально-техническую базу. К решению этой зада чи по инициативе партийных органов были подклю чены промышленные предприятия и воинские час ти, шефство которых над школами закреплялось официально. Координацию этого движения и его методическое обеспечение осуществляли гороно и районо. При всех средних школах были оборудованы мастерские по обработке металла и дерева, кабине ты обслуживающего труда, при многих школах по строены теплицы. Гороно ежегодно проводил смот ры школьных мастерских, и комиссию возглавлял его заведующий Н.И. Аверин. В каждом районе го рода были созданы учебно-производительные ком бинаты. Для ведения занятий в школьных мастер ских и учебно-производственных комбинатах при глашались передовики производства и высококва лифицированные рабочие, которых обучали осно вам педагогики в городском и районных методкаби- нетах. Впоследствии многие учителя из рабочих по лучили высшее педагогическое образование и стали мастерами педагогического труда. В гороно сложилась система работы по стиму лированию работы трудовых коллективов в трудо вом воспитании и профессиональной ориентации молодежи. Вопросы шефства предприятий над шко лами включались в социалистические обязательства предприятий и организаций, условия соревнования
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz