Манухин, В. П. Педагогические идеи М. А. Погодина востребованы и сегодня / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2006. - № 7. - С. 120-124.

1 2 0 ДЕЯТЕЛИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ В.П. МАНУХИН ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ М.А. ПОГОДИНА ВОСТРЕБОВАНЫ И СЕГОДНЯ Н и в одном из видов человеческой деятельности личностные качества человека не проявляются так ярко и убедительно, как в обучении и воспитании подрастающего поколения. Подтверждением этому является деятельность широко известного в Мурманской области в середине XX в. педагога, исследователя, руководителя образования Михаила Андреевича Погодина. Он не оставил после себя многотомных теоретических научных трудов, но был аналитиком постоянно рождающегося в школах нашей области эффективного педагогического опыта. Всю свою жизнь искал, собирал, изучал, оформлял, пропагандировал все ценное и эффективное, что рождалось в деятельности отдельных педагогов и педагогических коллективов, и основным правилом педагога при этом было «Не навреди ребенку, все делай для его роста и развития, в интересах личности». М.А.Погодин был глубоко убежден, что дальнейшее развитие образования пойдет по пути появления и освоения новых прогрессивных идей, и рождаются они, по мнению Михаила Андреевича, только там, где непосредственно происходит педагогическая деятельность (в классе, школе, организованном детском сообществе). А педагогическая наука лишь осмысливает, оценивает, «причесывает», ранжирует, отбирает, оформляет, пропагандирует наиболее результативное. Наиважнейшей функцией руководителей образования всех уровней он считал постоянное изучение конкретного учебно- воспитательного процесса. Определяя задачи органов управления образованием, он писал: «наиважнейшей обязанностью рай(гор)оно, городских и районных методических кабинетов, руководителей учреждений образования является изучение состояния учебно-воспитательной работы с целью выявления, какими же методами, приемами, средствами получены наиболее высокие результаты, а не только фиксировать недостатки. Грош цена такому руководителю, который только выявляет и оглашает одни недостатки, не видит новое, положительное» [8. С.7]. Огромная заслуга М.А. Погодина - создание в нашей области в 50-60 годы системы обновления педагогической практики и науки на основе совершенствования передового педагогического опыта. 50 лет своей кипучей творческой деятельности посвятил Михаил Андреевич народному образованию, их них 40 лет - в Мурманской области. Не было в системе народного образования вопроса, который бы он не пытался решить в школе. Учительствовать М.А.Погодин начал в 1928 г. в сельской начальной школе Калининской области. Именно здесь, в селе, среди простых людей, как вспоминал впоследствии Михаил Андреевич, он впервые осознал роль учителя, его назначение - «сеять разумное, доброе, вечное». В 1930 г., как и многие его сверстники, комсомолец М.А. Погодин, движимый патриотическим порывом, поехал в дальние края обживать новые районы. На острове Сахалин он работает учителем, заведующим районо, затем заведующим гороно. В 1933 г. переезжает в Мурманскую область, работает учителем, завучем, директором в школе № 1 Полярного, а также в школах № 8,17,18 Мурманска. В течение 5 лет М.А.Погодин работал председателем областного комитета радиовещания в Мурманске, Куйбышеве, Симферополе, но и в эти годы он не порвал связь со школой, одновременно с основной работой преподавал русский язык и литературу. Как считает сам М.А. Погодин, ему посчастливилось год поработать в пионерском лагере «Артек». С 1947 г. он трудился в средней школе Полярного директором и учителем литературы. Именно здесь, на посту директора школы, он проявил себя в полной мере как творческий педагог. Таких сегодня называют «педагогами-новаторами», а школы, возглавляемые ими, именуют «инновационными образовательными учреждениями». В 1950 г. об интересной работе полярнинской школы и ее директоре узнала педагогическая общественность. На базе школы был проведен областной семинар руководителей школ, получивший высокую оценку. В 1955 г. М.А.Погодин был приглашен в Мурманск возглавить областной институт усовершенствования учителей, где проработал 20 лет. Но школа в Полярном всю жизнь была для него маяком, точнее, ориентиром, стремиться к которому он призывал все школы. Когда сегодня идет речь о современных проблемах педагогики, об инновациях в педагогической практике, мои мысли обращаются прежде всего к прошлому опыту, но не к далекому прошлому Древней Греции и Рима, а к недавнему прошлому нашей страны - тому периоду, который называют советским и постсоветским. Осмысливая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz