Манухин, В. П. Педагогические идеи М. А. Погодина востребованы и сегодня / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2006. - № 7. - С. 120-124.

В.П. Манухин ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ М.А. ПОГОДИНА ВОСТРЕБОВАНЫ И СЕГОДНЯ 1 2 3 сиюминутной выгодой, отрицание (без разбора) всего, что было в трудовой деятельности молодежи прошлых поколений, - все это негативно сказывается на отношении подрастающего поколения к труду. По мнению М.А.Погодина, всякая трудовая подготовка должна осуществляться на базе прочных знаний основ наук. Здесь надо пояснить, что педагог разграничивал понятия «трудовая подготовка», «трудовое воспитание», «трудовое обучение», «профессиональное обучение», «производственное обучение», «профессиональная ориентация» и предупреждал учителей об их смысловом различии. В частности, он писал, что воспитание в труде (в это понятие Погодин включал и обучение) делает более осмысленными, более понятными знания основ наук, которые изучают учащиеся в школе, помогает устанавливать взаимоотношения с людьми в процессе трудовой деятельности, вырабатывает дисциплину труда, без которой немыслимо движение вперед. Учение и труд, обучение и воспитание, органически связанные с жизнью, с производством, с практикой, с участием наших детей в посильном общественно полезном и производительном труде становятся ведущим началом всестороннего развития человека. Опыт школ области в 60-е годы свидетельствует о том, что трудовое воспитание учащихся и связь его с жизнью действительно становились реальностью и давали положительные результаты. М. А. Погодин изучал, описывал, а затем страстно пропагандировал опыт организации трудового обучения и воспитания в школах области. В пример он всегда приводил школу с производственным обучением № 1 Североморска, которая своими силами построила учебный класс- гараж для занятий по автоделу площадью 200 м2. Шефы помогли штабу школьного строительства разработать план строительных работ и решить многие вопросы, организовали в 8-10 классах специальные занятия по подготовке юных строителей, по ознакомлению их с техникой безопасности, помогли сформировать бригады, организовать соревнование между ними. Североморцы выступили также инициаторами создания летних комсомольско-молодежных лагерей труда и отдыха для учащихся Заполярья в колхозах и совхозах центра и юга нашей страны. М.А.Погодин описал опыт организации труда учащихся в школах-победителях областного смотра- конкурса - Апатитской школе с производственным обучением и Ревдинской средней школе Ловозерского района. Он скрупулезно собирал информацию о том, как входил в жизнь наших школ производительный труд учащихся: например, в 1960 г. в учебных мастерских 57 школ выполнялись заказы местных предприятий и учреждений, и там, где не нарушались требования и логика учебных программ, связь обучения с производительным трудом была эффективным средством воспитания трудолюбия и зрелости школьников. Труд учащихся в большинстве случаев был организован: выделялись руководители, создавались бригады, звенья, ставились цели, задачи, подводились итоги, учитывалась производительность, информировалось население, поощрялись успехи, анализировались причины неудач, велось обучение детей трудовым навыкам и умениям и т.д. Об особо значимых успехах учащихся рассказывалось на ежегодном областном слете юных тружеников. Все это вместе взятое и являлось тем, что А.С.Макаренко называл «инструментовкой труда». Труд подобного рода шел рядом с образованием, политическим и общественным воспитанием и, следовательно, содействовал формированию положительных качеств личности в интересах общества. Сейчас трудовое воспитание ушло из школы. Как бы к этому отнесся страстный пропагандист соединения обучения с производственным трудом М.А.Погодин? Ответ мы находим в его и по сей день актуальных работах 50-60-х годов. ЛИТЕРАТУРА 1. Виноградова М.Д., Первин Н.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.. 1 97 7,- С .110. 2. Манухин В.П. О педагогическом наследии М.А.Погодина. - Мурманск, МОИПКРО, 1996. - 80 с. 3. Манухин В.П. М.А.Погодин - лидер в системе образования области//Актуальные проблемы и пути их разрешения на рубеже веков. Вторые Погодинские педагогические чтения 4-5 марта 1999 г. - Мурманск. МОИПКРО, 1 99 9,- С. 17-22. 4. Манухин В.П. Актуальность педагогических идей М.А.Погодина в развитии образования//Первые Погодинские педагогические чтения. Сб. докл. и тез. выступлений, - Ч. I. - Мурманск, МОИПКРО, 1997. - С. 3-8. 5. Подгорный В.Ф. Погодин сегодня (к 90-летию со дня рождения)//Актуальные проблемы образования и пути их разрешения на рубеже веков. Вторые Погодинские чтения. - Мурманск, МОИПКРО, 1999. - С. 74-77. 6. Погодин М.А. Новое в школах области//Учительская газета. - 1958, 22 мая. 7. Погодин М.А. Долг личный и общественный//Учительская газета. - 1965, 14 января. 8. Погодин М.А. Опыт планирования работы по областной теме//В помощь школе. - Методический сборник МОИУУ, 19 58 .- С. 1-13. 9. Погодин М.А., Пятовский В.П. В школу входит новое//Коммунистическом воспитании школьников. - Мурманск, 1962. - С. 86.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz