Манухин, В. П. Педагогические идеи М. А. Погодина востребованы и сегодня / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2006. - № 7. - С. 120-124.

1 2 2 ДЕЯТЕЛИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ легко справляются с определенным ранее объемом работы); - организационно-практические мероприятия по линии школьных ученических организаций (по ходу работы). Также были продуманы формы и методы привлечения в помощь школе родителей и шефов: - информирование родителей и шефов о мероприятиях по трудовому воспитанию учащихся; обеспечение родителей печатными памятками, организация их участия (с помощью родительского комитета школы и классных родительских активов) в руководстве трудом школьников на определенных объектах и у себя дома; - шефские наказы классам, в том числе и отдельным учащимся, смотр выполнения наказов. Установление в красных уголках у шефов Доски почета с занесением на нее фамилий учащихся, отличившихся в труде и учебе; - самоотчеты классных ученических коллективов на общешкольных и классных родительских собраниях у шефов; - выставки изделий, изготовленных руками учащихся, с оценкой качества их выполнения жюри из представителей родителей и общественности. Были сформулированы темы для творческой работы классных руководителей и отдельных учителей по организации трудового воспитания: - перевоспитание недисциплинированных школьников на основе общественного мнения и общественных поручений; - формирование у учащихся организаторских навыков на основе общественно-полезного труда; - воспитание у учащихся чувства долга перед коллективом на основе систематического хозяйственно-бытового труда в семье; - воспитание у учащихся чувства ответственности через пионерскую (комсомольскую) организацию класса; - организация соревновании в труде и влияние соревнования на сплочение коллектива и воспитание личности; - воспитание личности и коллектива через шефскую помощь старшего класса младшему; - воспитание личности с помощью старшего брата (сестры) младшему в семье; - формирование общественного мнения в интересах борьбы за честь класса. Многое из вышеперечисленного сегодня вызывает улыбку, многое уже неприемлемо, но здесь важна детальная разработка технологии решения поставленной проблемы, чего, к сожалению, часто недостает у нас в школах. Не нашел я в настоящее время примера такой детальной работы педколлектива по переходу на предпрофильное и профильное обучение, зачастую подготовительный этап плана отсутствует, а сразу идут внедренческие действия. Учителя и руководители школ имеют весьма неопределенное представление об организации и механизме реализации профильного обучения, и это не случайно, ведь даже в Педагогической энциклопедии нет определения понятия «профильное обучение». Поэтому многими оно понимается как (пусть не осудят меня педагоги за это слово) «натаскивание» детей на какой-то непонятный, навязанный им вид деятельности. К сожалению, органы управления образованием не занимаются углубленным обучением педагогических кадров для решения этой проблемы, не рассматривают положительные и отрицательные последствия этого нововведения, а ограничиваются лишь проведением совещаний информационного характера. В связи с введением предпрофильного и профильного обучения весьма полезно вспомнить и внимательно рассмотреть взгляды М.А.Погодина на трудовое воспитание. Пик педагогического творчества М.А.Погодина совпал с периодом, когда по инициативе тогдашнего лидера государства Н.С.Хрущева была предпринята попытка соединения обучения с производительным трудом, укрепления связи школы с жизнью. Как учитель, руководитель школы и один из организаторов народного образования нашей области Погодин активно включился в решение поставленной задачи. Опираясь на работы Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, он убедительно доказывал, что школа должна не только давать ребенку знания и учить добывать их, но и вооружать его умениями и навыками производительного труда. Умение жить и трудиться - это умение работать головой и руками в повседневной деятельности независимо от того, какой путь в жизни выберет человек. Конструируя педагогический процесс, в котором трудовая подготовка займет достойное место, приоритет в воспитании детей Погодин отдавал гуманитарному образованию, решительно выступая против «голого ремесленничества» в общеобразовательной школе. Он предостерегал директоров школ против введения уроков труда за счет уменьшения часов на изучение литературы, истории, языка, музыки, изобразительного искусства. Профессиональная ориентация и производственное обучение, отмечал М.А.Погодин, ни в коем случае не должны снижать уровня образовательной подготовки, а такая опасность в то время была. Эти слова его весьма актуальны и в сегодняшней ситуации. Поспешность и непродуманность ориентации содержания школьного образования на рыночные отношения, неумеренное восхищение «деловыми людьми», поощрение юных бизнесменов, подмена общечеловеческих непреходящих ценностей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz