Манухин, В. П. Педагогические идеи М. А. Погодина востребованы и сегодня / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2006. - № 7. - С. 120-124.
В.П. Манухин ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ М.А. ПОГОДИНА ВОСТРЕБОВАНЫ И СЕГОДНЯ 121 то, что было в недалекой истории школьной педагогики и образования, мы находим много созвучного сегодняшнему дню, видим и то, что дало хорошие всходы, и то, что не оправдало себя, не подтвердилось жизнью. Взгляд в прошлый педагогический опыт позволяет нам избежать многих ошибок, подобрать более эффективные подходы, формы, методы, технологии решения актуальных вопросов современности. Стремление изменить ситуацию в образовании только одними инновациями, рождающимися в последнее время, - путь не всегда эффективный, он может быть долгим и не гарантирован даже от тупиковых ситуаций. Рассуждая об этом, я решил рассказать о деятельности одного из замечательных педагогов нашей области, который на протяжении 3 десятилетий обеспечивал методическую сторону деятельности учителя и эффективное функционирование образовательных учреждений в решении тех задач, которые в то время ставили общество и государство. Сегодня педагогическую общественность взволновала идея профильного обучения., выдвинутая чиновниками управления образованием. Сама по себе эта идея неплоха, ведь она должна помочь молодежи определить свой жизненный путь, но она ни в коем случае не настраивает педагогов на решение задач трудового воспитания школьников. Введение профильного обучения не снимает со школы и педагога обязанность осуществлять трудовое воспитание, которое сегодня исчезло из учебно-воспитательного процесса силами горе- реформаторов образовательной системы. Тем не менее у школ нашей области был поучительный опыт, организатором и пропагандистом которого выступил М.А.Погодин. Он заключался прежде всего в соединении обучения с производительным трудом: это и профессиональная ориентация школьников, это и связи детских коллективов с производственными. Несколько другими стали задачи, но цель в ее широком смысле слова была одна - трудовое воспитание школьников. М.А.Погодин предлагал следующее: -подготовку педагогов и обучающихся к нововведениям, которая предусматривала широкую разъяснительную работу среди педагогов, обучающихся, их родителей, представителей общественных организаций; - подготовку учебных и учебно-методических пособий; - овладение педагогами и родителями методами и приемами работы в решении новых задач. Программу действий Погодин показал на примере школы №1 Полярного. В школе были намечены такие объекты физического общественно-полезного труда учащихся, как: - самообслуживание в школе (уборка классов, натирка полов в коридорах, еженедельное мытье классов), самообслуживание в интернате. Цель - в основном отказаться от труда техничек; - расчистка зимой школьной лестницы от снега, в другое время года - уборка территории школы. - участие в переборке овощей на городских овощных складах; - ремонт и изготовление некоторой мебели для нужд школы, созданного в школе театра юных полярников, подшефного детсада, изготовление подарков школе и шефам; - подготовка инструкторов (из учащихся старших классов) для руководства в 3-6 классах кружками по переплетному делу, выпиливанию, рукоделию; - строительство школьной метеостанции; - организация хозяйственно-бытового труда учащихся в семье (разработка «программы трудового минимума» для учащихся 1-10 классов - с 3 по 10 класс поручать делать это самим учащимся с последующим утверждением на учкоме). Создание трудовых уголков учащихся в семье; - участие школьников 4-10 классов в ремонте школы с предварительным выставлением ими дефектных ведомостей по классам под руководством учкома и сметы ремонта под руководством учителей математики; - трудовые задания учащимся на время летних каникул; - организация производственной практики учащихся на строительных объектах и заводе; - совместная работа со школой рабочей молодежи; - тимуровская помощь престарелым, инвалидам, одиноким и многодетным матерям. Борьба за право отметить пионерским значком комнату, дом, квартиру, где работают тимуровцы. Было намечено и руководство трудом учащихся, включавшее в себя: - ведение в школе помощников классного старосты по общественно-полезному труду; - создание при учкоме сектора общественно полезных дел; - организацию и «педагогическую инструментовку» труда учащихся: (составление графиков работы на объектах, подготовка бригадиров, планирование расхода материалов, инструментов, рабсилы, определение временных затрат, учет экономической и воспитательной эффективности труда, поощрения отличившихся в труде, создание общественного мнения, соревнование, помощь старших классов младшим, проверка, результатов хозяйственно-бытового труда учащихся в семье, составление «программы трудового максимума» для учащихся, которые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz