Манухин, В. П. Военно-патриотическая работа школы – важнейшее направление воспитания гражданина и патриота / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 26-29.

28 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ Постановление Правительства РФ от 29.09.2000 г. № 455 «О мерах по выполнению постановления Правительства РФ от 05.06.2000 г. № 436 «О проведении конкурса на лучшую подготовку граждан РФ к военной службе, организация и проведение призыва на военную службу». Министерство образования РФ в соответствии с федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе» рекомендовано включить в программу ОБЖ изучение следующих тем: Вооруженные Силы РФ - защитники Отечества; Воинская обязанность; Боевые традиции Вооруженных Сил России; Особенности воинской службы; Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России. Программа предусматривает в конце 10-го года обучения на базе воинских частей проведение 5-дневных учебных сборов с целью ознакомления с жизнью и бытом военнослужащих. Дополнительное время на изучение раздела «Основы военной службы» необходимо выделить за счет вариативной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений [7.С.47]. Это система целенаправленных действий по подготовке молодежи к воинской службе. Военно-патриотическое воспитание - это составная часть гражданского образования и воспитания. Без подготовки молодежи к защите Родины гражданского воспитания быть не может. Всякие рассуждения о милитаризации, военизации школы беспочвенны. Это подтверждено наукой и мировой практикой. Все зависит от того, как мы организуем эту работу, будет ли это просто «бряцание оружием» или глубокий педагогический процесс. Богатый материал по формированию патриота Отечества дают уроки истории, литературы, факультативы по историческому краеведению. Преподаватели МГПУ и МОИПКРО разработали интересные программы факультативов и спецкурсов по истории и культуре края, но они очень мало используются в наших школах. Правильно делают учителя, которые при изучении программного материала делают акцент на таких вопросах, как «Физика в военном деле», «Атомное, биологическое оружие как оружие массового поражения», «Экологические последствия военных действий», «Математика в военном деле», не исключают из уроков музыки разучивание песен патриотической тематики, на уроках ИЗО - рисование символов, атрибутов Вооруженных Сил, военной техники и т.д. Во внешкольной и внеклассной работе наиболее перспективными путями реализации задач военно-патриотического воспитания можно считать: а) повышение внимания к комплексным формам (туризм, движение следопытов, шефство над ветеранами, игры «Зарница», «Орленок», оздоровительные и оборонно­ спортивные лагеря, профильные военно- спортивные объединения, клубы); б) сотрудничество с воинскими частями; в) организацию факультативов и спецкурсов; г) создание профильных классов (моряков, пограничников и др.); д) открытие кадетских классов и школ; е) организацию школ мужества и т.д.; ж) создание музеев, уголков боевой славы, экспозиций «Они служат в армии», «Наши выпускники на воинской службе», «Они стали офицерами» и т.д.; з) организацию патриотических объединений и клубов. Следует полнее использовать прошлый опыт. В нем было много разумного и эффективного. Часть его уже утрачена и забыта, но кое-что осталось. Десятки школ в педагогической работе еще бережно сохраняют традиции прошлых лет. Положив в основу непреходящие ценности и цели образования, откорректировав его задачи, обновив формы, методы, приемы работы с учетом требований времени, они создали современную систему героико­ патриотической работы со школьниками. Пример тому опыт работы школ Печенгского района, ЗАТО, г. Заозерска, пос. Видяево, г. Скалистого, г. Снежногорска, г. Полярного, школ № 1; 3; 43; 53; 34; 44 г. Мурманска и др. Стройная продуманная эффективная система патриотического воспитания учащихся сложилась в средней школе № 19 г. Мурманска (директор М.В. Белошеев). Уже много лет в планах работы этой школы четко просматривается единство урочной и внеурочной работы, максимальное использование возможностей школьного микрорайона, родителей учащихся, выпускников школы. Разносторонняя подготовка детей как будущих защитников Отечества - одно из основных направлений деятельности педагогического коллектива школы. В учебных программах по истории, физике, литературе, географии, биологии, математике, ИЗО, музыке, иностранному языку и другим учебным предметам предусматривается информирование учащихся о применении основ наук в военном деле. Важную роль в патриотическом воспитании играют школьные музеи, создаваемые детьми. В музее средней школы № 3 пос. Алакуртти Кандалакшского района (директор Т.В. Мурзанаева) с 1998 года представлено большое количество экспонатов, собранных и подготовленных группой «Поиск», рассказывающих о историческом прошлом родного края, о боевом пути воинских частей и соединений, действующих на Кандалакшском направлении. Большой интерес представляют записанные школьниками воспоминания участников боевых действий, переписка с защитниками Заполярья. Экскурсии проводят сами учащиеся. В музее побывали многие жители района, делегации из Финляндии. Дети посещают места захоронения советских, финских и немецких воинов. Школьники

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz