Манухин, В. П. Военно-патриотическая работа школы – важнейшее направление воспитания гражданина и патриота / В. П. Манухин // Наука и образование. - 2005. - № 6. - С. 26-29.
В.П. Манухин ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ РАБОТА ШКОЛЫ - ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА 27 Во-первых, она комплексная и решается во всех направлениях работы школы. Во-вторых, она межведомственная. В одиночку школе решить ее сложно и трудно. Соучастниками школы в этой работе должны быть родители учащихся, детские молодежные организации и движения, ветеранские организации, средства массовой информации, учреждения культуры и искусства, творческие организации и союзы, военные комиссариаты и коллективы Вооруженных Сил. В-третьих, нельзя сводить военно- патриотическое воспитание к военизации, к военной подготовке, к «бряцанию» оружием, оно предназначено для всестороннего, гармоничного развития личности, именно таким должен быть гражданин Отечества, его защитник. В-четвертых, она требует постоянного, целенаправленного управления (стихийное ее проявление может привести к нежелательным последствиям). Основные методы, формы и содержание военно-патриотического воспитания школьников сформировались в 30-е предвоенные годы и годы Великой Отечественной войны под влиянием военно-политической обстановки в мире и международного положения СССР. Эффективность этой работы проверена в суровые годы. Необходимость ведения военно- патриотической работы в послевоенные годы устанавливалась законами и нормативными актами. Так, в Законе РСФСР «О народном образовании», принятом 2 августа 1974 года, было сказано, что главными задачами средней школы являются: «формирование у молодого поколения ... советского патриотизма и готовности к защите социалистической Родины» [4.С.21]. В рекомендации Всесоюзного съезда учителей в 1974 году написано: «направлять работу пионерских и комсомольских организаций ... по подготовке и проведению уроков мужества, встреч с участниками Великой Отечественной войны, по организации занятий по военно-прикладным видам спорта, военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок».... Помогать пионерам и комсомольцам ... в сооружении памятников и мемориальных знаков в честь ратных и трудовых побед советского народа, несении почетного караула у памятников боевой славы, у Вечного огня, в шефстве над местами захоронения воинов героев». К 60-м годам в образовании сложилась система военно-патриотического воспитания. Правильнее будет сказать, что это была эффективная система подготовки молодежи к службе в армии. Не все в ней было идеально, были перегибы, ошибки. Но положительного было больше. Был накоплен опыт работы учреждений образования в этом направлении. Гуманизация, демократизация, деполитизация и децентрализация управления образованием повлекли за собой исключение в 1991 году из учебных планов начальной военной подготовки. Исчез не только предмет, но и ушли интересные люди - военруки. Вслед за этим школы, ПТУ перестали заниматься внеклассной и внешкольной героико-патриотической работой. Хотя никаких официальных запретов на работу по военно-патриотической тематике во внеурочное время не было. Отдельные учителя оказались жертвами политиков, вынуждены были заниматься в педагогической деятельности дегероизацией, переоценкой военных событий, переосмыслением исторических фактов и перекройкой учебных планов и программ и т.д. Системе воспитания был нанесен трудновосполнимый урон. Школа, отказавшись от детских организаций, от военно-патриотической работы, потеряла многое, что пора вернуть. В последние годы общественные и государственные органы, по-видимому, осознав возможность воспитательной деятельности образовательных учреждений, предприняли ряд действий по возрождению системы воспитания. Министерство одобрило ряд концепций, в которых определено место патриотического воспитания в системе образования. Под военно- патриотическую работу в школе подведена современная нормативная база. В программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2000 годы, утвержденной приказом Минобразования России 18.10.1999 г. № 574, говорится: «Гражданское, патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании». Одним из ведущих направлений работы общеобразовательных школ признано «воспитание патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей» [5.с.2]. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» гласит: «Система образования призвана обеспечить: - историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства ...» [б.с.З]. На реализацию этого положения направлены: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2000 г. № 438 «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе»; Письмо Министерства образования и Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ от 25/26 октября 1999 г. №06-9 ин (28-06) 4036 «О военно- патриотическом воспитании молодежи»; Письмо Министерства образования РФ от 11.02.2000 г. № 101/28-16 «О расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях»;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz