Манухин, В. П. Региональный компонент в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров / В. П. Манухин // Гуманитарный вуз в условиях модернизации образования : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - С. 127-132.
В.П. Манухин Региональный компонент в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров Как всегда, решение новых важнейших вопросов в системе образо вания начинается с подготовки педагогических кадров для работы в ме няющихся условиях. Это требует регионализация образования. Ведущую роль в этом деле играют региональные педагогические заведения: Мур манский государственный гуманитарный университет и Мурманский педа гогический колледж. Незначительный вклад в подготовку специалистов для дошкольного и общего образования вносят действующие филиалы не государственных образовательных учреждений, действующих на террито рии региона, которые готовят социологов, психологов, социальных работ ников. В подготовке будущих педагогов необходимо обеспечить региональ ную направленность их профессиональной деятельности. В компетент ность педагога входит и региональный компонент, включающий знания уникальных особенностей региона, умение учитывать их в проектировании своей деятельности, усиливать позитивные и нейтрализовать негативные факторы, влияющие на результативность образовательно-воспитательного процесса. Знание специфических условий севера играет важную роль в опреде лении и уточнении целей и задач деятельности школы, регионального компонента содержания все преподаваемых в школе предметов, в выборе форм, методов, технологий учебно-воспитательного процесса, максималь но учитывающих интересы обучающихся, запросы родителей северян, ме стного сообщества, производства, окружающей среды и т.д. От педагога требуется знание и осознание условий окружающей сре ды, которые, во-первых, расширяют, обогащают, углубляют содержание образования, во-вторых, создают ограничения, препятствия, барьеры в ор ганизации учебно-воспитательного процесса. А для руководителя важней шим условием является видение, понимание и знание угроз, опасностей, рисков при принятии решений по реализации программ развития образова тельного учреждения. Методической основой изучения специфических особенностей Запо лярья, влияющих на систему образования, как правило, выбирают сравни тельный анализ социально-экономического, природно-климатического, территориально-географического положения Заполярья с регионами сред ней полосы Российской Федерации. Анализ осуществляется, прежде всего, через призму педагогического видения проблем Кольского Заполярья. Начинающий педагог должен уметь анализировать образовательную среду. На основе анализа получаемой информации определять: 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz