Манухин, В. П. Региональный компонент в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров / В. П. Манухин // Гуманитарный вуз в условиях модернизации образования : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - С. 127-132.

За последние годы в практике высших и средних педагогических об­ разовательных учреждений обозначились такие пути формирования у пе­ дагогов региональной компетенции: 1) включение в содержание образовательных программ национально­ регионального компонента; 2) разработка и изучение на спецкурсах специальных образовательных программ «Краеведение», «региональная система образования», «Ре­ гионализация образования» и др.; 3) участие студентов в деятельности творческих самодеятельных люби­ тельских объединений, клубов, научно-исследовательской работе, общественной жизни и др.; 4) в ходе педагогической практики; 5) организация педагогической практики в различных инновационных образовательных учреждениях; 6) социальное партнерство вуза; 7) взаимодействие вуза с работодателями. Важнейшую роль в изучении социально-экономической среды ре­ гиона играет деятельность студенческих общественных организаций, кура­ торов студенческих групп. Мы же предлагаем специальный курс для педагогического образова­ тельного учреждения нашего региона «Образование в Кольском Заполярье». Все эти и другие меры позволяют готовить компетентного педагога для продуктивной профессиональной деятельности в образовательном уч­ реждении Кольского Заполярья. Мурманский государственный гуманитарный университет в своей структуре имеет институт педагогики и психологии, наряду с подготовкой педагогических кадров он выполняет важную функцию развития методи­ ческой науки. Ее можно представить как группы, адекватные ее структур­ ным компонентам: методологические, теоретические, разработка прило­ жений. Первые включают разработку методов исследования, конструиро­ вание методических систем, моделирующих предметы исследования и их внешних сред, а также вопросы внедрения результатов исследования в практику. Второе обеспечивает выполнение методического исследования, в том числе прогнозирование его результатов, их объяснение и описание, систематизацию выявленных закономерностей. Третья группа функций ориентирована на обучение студентов раз­ личным способам организации учебного процесса, умению применять их в различных ситуациях, внедрять теоретические положения в практику. В целом же обучение предмету «Методика» несет следующую функ­ циональную нагрузку - методологическую, прогностическую, объясни­ тельную, описательную, систематизирующую, образовательную, эвристи­ ческую, эстетическую, нормативную и оценочную, мотивирующую. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz