Манухин, В. П. Региональный компонент в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров / В. П. Манухин // Гуманитарный вуз в условиях модернизации образования : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - С. 127-132.
- какие имеющиеся в ОУ сильные стороны могут быть использованы и усилены; - какие имеются слабые стороны и как их устранить; - какие имеются благоприятные возможности для проявления педаго гом своих личностных интеллектуальных и профессиональных спо собностей; - как противостоять внешним опасностям, угрозам, рискам. Рассмотрение сильных и слабых сторон образовательных систем ра зумно вести не только в абсолютном, но и в относительном измерении, сравнивая, где возможно, свою организацию с иными системами такого е вида, а свои достижения и трудности - с чужими. В этом могут помочь информационные и аналитические материалы, специально подготавливае мые в последе время многими региональными, муниципальными управле ниями образования и их методическими службами, а также анализ дости жений образовательных систем и учреждений. В Мурманской области сейчас имеется достаточное количество из даний, которые содержат подробную характеристику системы образования и региональной образовательной системы (см. В.Ф. Костюкевич, Е.Г. Мар кова, В.В. Дранишников, А.М. Сергеев и др.). Что нужно знать выпускнику о регионе, в котором предстоит рабо тать? Регион в данном случае будем рассматривать как внешнюю среду образования. Наука управления предлагает следующие важные шаги к ответу на этот вопрос. Рекомендуется выяснить, прежде всего: 1) как устроена внешняя среда с точки зрения ее «расстояния от органи зации» и характера влияния на функционирование и развитие; 2) кем она «населена» и как связаны со школой ее обитатели; 3) что должно стать первоочередными объектами анализа при изучении внешней среды. Заметим, что в обществе и природе существуют факторы, оказываю щие на школу прямое (непосредственное) или косвенное (опосредованное) воздействие. Есть обстоятельства, которые можно отнести к отдаленной (макро) и к ближайшей (микро) среде конкретного'образовательного учре ждения. Прежде всего, от педагога требуется знание социального окружения школы. Обобщенно разные объединения социального окружения образова тельного учреждения принято называть акторами (действующими силами) внешней среды, заинтересованными сторонами, связанными, вовлеченны ми или целевыми группами, а также внешними стейкхолдерами (stake holders). На вопрос «Что, прежде всего надо знать о внешней среде?» можно ответить так: 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz