Манухин, В. П. Региональный компонент в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров / В. П. Манухин // Гуманитарный вуз в условиях модернизации образования : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - С. 127-132.

- какие имеющиеся в ОУ сильные стороны могут быть использованы и усилены; - какие имеются слабые стороны и как их устранить; - какие имеются благоприятные возможности для проявления педаго­ гом своих личностных интеллектуальных и профессиональных спо­ собностей; - как противостоять внешним опасностям, угрозам, рискам. Рассмотрение сильных и слабых сторон образовательных систем ра­ зумно вести не только в абсолютном, но и в относительном измерении, сравнивая, где возможно, свою организацию с иными системами такого е вида, а свои достижения и трудности - с чужими. В этом могут помочь информационные и аналитические материалы, специально подготавливае­ мые в последе время многими региональными, муниципальными управле­ ниями образования и их методическими службами, а также анализ дости­ жений образовательных систем и учреждений. В Мурманской области сейчас имеется достаточное количество из­ даний, которые содержат подробную характеристику системы образования и региональной образовательной системы (см. В.Ф. Костюкевич, Е.Г. Мар­ кова, В.В. Дранишников, А.М. Сергеев и др.). Что нужно знать выпускнику о регионе, в котором предстоит рабо­ тать? Регион в данном случае будем рассматривать как внешнюю среду образования. Наука управления предлагает следующие важные шаги к ответу на этот вопрос. Рекомендуется выяснить, прежде всего: 1) как устроена внешняя среда с точки зрения ее «расстояния от органи­ зации» и характера влияния на функционирование и развитие; 2) кем она «населена» и как связаны со школой ее обитатели; 3) что должно стать первоочередными объектами анализа при изучении внешней среды. Заметим, что в обществе и природе существуют факторы, оказываю­ щие на школу прямое (непосредственное) или косвенное (опосредованное) воздействие. Есть обстоятельства, которые можно отнести к отдаленной (макро) и к ближайшей (микро) среде конкретного'образовательного учре­ ждения. Прежде всего, от педагога требуется знание социального окружения школы. Обобщенно разные объединения социального окружения образова­ тельного учреждения принято называть акторами (действующими силами) внешней среды, заинтересованными сторонами, связанными, вовлеченны­ ми или целевыми группами, а также внешними стейкхолдерами (stake­ holders). На вопрос «Что, прежде всего надо знать о внешней среде?» можно ответить так: 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz