Манухин, В. П. Региональный компонент в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров / В. П. Манухин // Гуманитарный вуз в условиях модернизации образования : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2013. - С. 127-132.

В.П. Манухин Региональный компонент в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров Как всегда, решение новых важнейших вопросов в системе образо­ вания начинается с подготовки педагогических кадров для работы в ме­ няющихся условиях. Это требует регионализация образования. Ведущую роль в этом деле играют региональные педагогические заведения: Мур­ манский государственный гуманитарный университет и Мурманский педа­ гогический колледж. Незначительный вклад в подготовку специалистов для дошкольного и общего образования вносят действующие филиалы не­ государственных образовательных учреждений, действующих на террито­ рии региона, которые готовят социологов, психологов, социальных работ­ ников. В подготовке будущих педагогов необходимо обеспечить региональ­ ную направленность их профессиональной деятельности. В компетент­ ность педагога входит и региональный компонент, включающий знания уникальных особенностей региона, умение учитывать их в проектировании своей деятельности, усиливать позитивные и нейтрализовать негативные факторы, влияющие на результативность образовательно-воспитательного процесса. Знание специфических условий севера играет важную роль в опреде­ лении и уточнении целей и задач деятельности школы, регионального компонента содержания все преподаваемых в школе предметов, в выборе форм, методов, технологий учебно-воспитательного процесса, максималь­ но учитывающих интересы обучающихся, запросы родителей северян, ме­ стного сообщества, производства, окружающей среды и т.д. От педагога требуется знание и осознание условий окружающей сре­ ды, которые, во-первых, расширяют, обогащают, углубляют содержание образования, во-вторых, создают ограничения, препятствия, барьеры в ор­ ганизации учебно-воспитательного процесса. А для руководителя важней­ шим условием является видение, понимание и знание угроз, опасностей, рисков при принятии решений по реализации программ развития образова­ тельного учреждения. Методической основой изучения специфических особенностей Запо­ лярья, влияющих на систему образования, как правило, выбирают сравни­ тельный анализ социально-экономического, природно-климатического, территориально-географического положения Заполярья с регионами сред­ ней полосы Российской Федерации. Анализ осуществляется, прежде всего, через призму педагогического видения проблем Кольского Заполярья. Начинающий педагог должен уметь анализировать образовательную среду. На основе анализа получаемой информации определять: 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz