Манухин, В. П. Школа – дело общенародное / В. П. Манухин // Годы застойные... Годы достойные! : [сборник воспоминаний / сост. В. И. Горячкин, В. Ф. Костюкевич]. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - С. 178-191.
Я часто вспоминаю этот разговор. Понятие “народное” в прак тической деятельности приобрело для меня глубокий смысл. Считал и до сих пор считаю, что без поддержки народа, без его участия в делах школы система народного образования в нашей стране су ществовать не может. Из кризиса, в котором оказалось образование сегодня, без этой поддержки не выбраться. Поэтому одной из ос новных обязанностей органов управления образованием является вовлечение населения, трудовых коллективов, всех общественных организаций и движений, родителей учащихся в работу по оказанию конкретной помощи образовательным учреждениям. Глубоко убежден, что успехи советской системы образования, признаваемые в свое время всем миром, во многом определялись ее народным характером. Несмотря на скудное финансирование, обра зование в стране всегда совершенствовалось, плодотворно развива лось благодаря постоянной заботе о нем широкой общественности и, прежде всего, партийных организаций. Содержание и формы взаимодействия советской системы обра зования с обществом определялись двумя обстоятельствами. Во-первых, у государства никогда не было возможности финан сировать все потребности образования только из государственного бюджета. Бесплатное образование требовало значительно больших финансовых затрат. Не покрывались расходы на развитие образова тельных учреждений, на капитальные и текущие ремонты, обновле ние учебно-наглядных пособий и технических средств обучения, методическое и научное обеспечение учебно-воспитательного про цесса. В этих условиях органы местного самоуправления, руководи тели образовательных учреждений должны были дополнительно к государственному бюджету изыскивать иные источники привле чения средств. Осуществлялась эта деятельность под руководством и при активном участии партийных комитетов. Во-вторых, общество и государство были ориентированы на формирование коммунистической идеологии. Этим занимались го сударственные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы, профсоюзные комитеты, партийные, комсомольские и даже пионерские организации. В воспитательный процесс было вовлечено все население. Общество делилось на тех, кто воспитывал и кого воспитывали. Роли эти постоянно менялись. Мотивация, регулирование деятельности общественности в воспитании детей - 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz