Манухин, В. П. Школа – дело общенародное / В. П. Манухин // Годы застойные... Годы достойные! : [сборник воспоминаний / сост. В. И. Горячкин, В. Ф. Костюкевич]. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - С. 178-191.

Я часто вспоминаю этот разговор. Понятие “народное” в прак­ тической деятельности приобрело для меня глубокий смысл. Считал и до сих пор считаю, что без поддержки народа, без его участия в делах школы система народного образования в нашей стране су­ ществовать не может. Из кризиса, в котором оказалось образование сегодня, без этой поддержки не выбраться. Поэтому одной из ос­ новных обязанностей органов управления образованием является вовлечение населения, трудовых коллективов, всех общественных организаций и движений, родителей учащихся в работу по оказанию конкретной помощи образовательным учреждениям. Глубоко убежден, что успехи советской системы образования, признаваемые в свое время всем миром, во многом определялись ее народным характером. Несмотря на скудное финансирование, обра­ зование в стране всегда совершенствовалось, плодотворно развива­ лось благодаря постоянной заботе о нем широкой общественности и, прежде всего, партийных организаций. Содержание и формы взаимодействия советской системы обра­ зования с обществом определялись двумя обстоятельствами. Во-первых, у государства никогда не было возможности финан­ сировать все потребности образования только из государственного бюджета. Бесплатное образование требовало значительно больших финансовых затрат. Не покрывались расходы на развитие образова­ тельных учреждений, на капитальные и текущие ремонты, обновле­ ние учебно-наглядных пособий и технических средств обучения, методическое и научное обеспечение учебно-воспитательного про­ цесса. В этих условиях органы местного самоуправления, руководи­ тели образовательных учреждений должны были дополнительно к государственному бюджету изыскивать иные источники привле­ чения средств. Осуществлялась эта деятельность под руководством и при активном участии партийных комитетов. Во-вторых, общество и государство были ориентированы на формирование коммунистической идеологии. Этим занимались го­ сударственные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы, профсоюзные комитеты, партийные, комсомольские и даже пионерские организации. В воспитательный процесс было вовлечено все население. Общество делилось на тех, кто воспитывал и кого воспитывали. Роли эти постоянно менялись. Мотивация, регулирование деятельности общественности в воспитании детей - 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz