Манухин, В. П. Школа – дело общенародное / В. П. Манухин // Годы застойные... Годы достойные! : [сборник воспоминаний / сост. В. И. Горячкин, В. Ф. Костюкевич]. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - С. 178-191.

нуждалось в расширении и укреплении материальной базы. Анна Яковлевна начала поиск дополнительных средств на предприятиях, в организациях и учреждениях города, в первую очередь у шефов ее бывшей школы. Шефами училища стали трест столовых, управ­ ление материально-технического снабжения и другие организации. Горисполком выделил новое помещение под общежитие, училище получило три здания освободившихся школ. За два года все они бы­ ли отремонтированы, оборудованы новой мебелью и необходимым инвентарем. Результаты сказались быстро. Число учащихся увели­ чилось в три раза. Училище вошло в число лучших учебных заведе­ ний России. Четыре раза было победителем в социалистическом со­ ревновании педучилищ России. А самое главное - здесь были созда­ ны условия для подготовки высококлассных специалистов для школ и дошкольных учреждений. Важную роль в привлечении внимания общественности к про­ блемам воспитания детей и нуждам школы играли первичные орга­ низации Педагогического общества РСФСР. В 1968 году 38 круп­ нейших промышленных предприятий области являлись его коллек­ тивными членами. На средства от взносов издавалась методическая литература. Общество проводило полезную работу на АНОФ-1 Кировска, в трестах “Апатитстрой” и “Ковдорстрой”, в цехах ком­ бината “Североникель”: работали лаборатории для родителей, рас­ пространялась педагогическая литература, проводились собрания, семинары вожатых-производственников, индивидуальных шефов, руководителей спортивных секций, технических кружков и клубов, конференции “Школа, семья, дети”. Активно участвовали в воспитательной работе с детьми воен­ нослужащие Краснознаменного Северного флота, погранвойск, час­ тей и соединений Ленинградского военного округа. Военкоматы распределяли воинские части для шефских связей. Солдаты и мат­ росы срочной службы работали в школах отрядными пионервожа­ тыми, руководителями военно-технических кружков. А заместите­ лями директоров школ по военно-патриотическому воспитанию ста­ ли офицеры. Военнослужащие помогали школам проводить игры “Зарница” и “Орленок”, смотры пионерского строя, парады пионе­ ров. На базе воинских частей создавались военно-патриотические клубы юных друзей Советской Армии, юных друзей пограничников, юных моряков, военно-спортивные лагеря и т. д. 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz