Манухин, В. П. Регионализация системы образования как условие повышения его качества / В. П. Манухин // Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи : материалы XIII научно-практической конференции, 3 февраля 2012 года, [г. Мурманск / сост. А. А. Щеголькова]. – Мурманск, 2012. - С. 57-62.

Существует несколько трактовок понятия «регионализация». Одни авторы понимают ее как один из принципов демократизации об­ разования, другие - как учет региональных особенностей в содержании и организации образовательных процессов. В словаре понятий, используемых в «Концепции структуры и содержания общего среднего образования» дается следующее опреде­ ление: «регионализация образования - это построение образования с учетом региональных особенностей». Некоторые авторы из республики Саха ([2] и др.) понимают регионализацию как введение этнографического, историко- культурного, духовно-религиозного, социально-производственного опыта жителей конкретной территории в содержание и организацию образования, т. е. обогащение педагогического процесса данной спе­ цификой и осуществление его организации с опорой на лучшие тради­ ции воспитания в народе с учетом природно-климатических, производ- ственно-бытовых, социально-психологических условий. Другое на­ правление регионализации образования - обогащение содержания кур­ са краеведческим материалом, введением в учебники и учебные посо­ бия материала не только регионального содержания, но и характери­ зующего мироощущение, мировосприятие народа, а также на их основе совершенствование технологии педагогического процесса. Регионали­ зацию образования рассматривают и как выдвижение новых сторон в преподавании ряда учебных предметов и учет тех условий, которые характерны для отдельных регионов. Считается, что регионализация в системе обучения - это многоаспектный процесс, включающий: содер­ жание учебно-воспитательного процесса, организацию процесса обу­ чения, условия для самоопределения и самореализации учащихся. Ряд авторов рассматривают регионализацию как разработку и введение регионального компонента государственного образователь­ ного стандарта, который является необходимым условием достижения современного качества образования, обеспечивает его дифференциа­ цию и индивидуализацию [1]. Исследователи отмечают, что НРК ГОС является действенным фактором обеспечения единства образователь­ ного пространства и развития системы регионального образования. Изучение и удовлетворение образовательных потребностей жителей региона, выработка стратегии в области развития образования впервые становятся не только прерогативой центра, но и самих регио­ нов. При этом программные установки развития образования не «спус­ каются» всецело сверху, ибо стратегическое мышление, целостное ви­ дение регионального образовательного пространства, способность пра­ вильно выделять свои приоритеты становятся условием эффективной образовательной политики. Это приводит к значительному расшире­ нию программно-проективных и инициативных функций специали­ 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz