Манухин, В. П. Регионализация системы образования как условие повышения его качества / В. П. Манухин // Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи : материалы XIII научно-практической конференции, 3 февраля 2012 года, [г. Мурманск / сост. А. А. Щеголькова]. – Мурманск, 2012. - С. 57-62.
Существует несколько трактовок понятия «регионализация». Одни авторы понимают ее как один из принципов демократизации об разования, другие - как учет региональных особенностей в содержании и организации образовательных процессов. В словаре понятий, используемых в «Концепции структуры и содержания общего среднего образования» дается следующее опреде ление: «регионализация образования - это построение образования с учетом региональных особенностей». Некоторые авторы из республики Саха ([2] и др.) понимают регионализацию как введение этнографического, историко- культурного, духовно-религиозного, социально-производственного опыта жителей конкретной территории в содержание и организацию образования, т. е. обогащение педагогического процесса данной спе цификой и осуществление его организации с опорой на лучшие тради ции воспитания в народе с учетом природно-климатических, производ- ственно-бытовых, социально-психологических условий. Другое на правление регионализации образования - обогащение содержания кур са краеведческим материалом, введением в учебники и учебные посо бия материала не только регионального содержания, но и характери зующего мироощущение, мировосприятие народа, а также на их основе совершенствование технологии педагогического процесса. Регионали зацию образования рассматривают и как выдвижение новых сторон в преподавании ряда учебных предметов и учет тех условий, которые характерны для отдельных регионов. Считается, что регионализация в системе обучения - это многоаспектный процесс, включающий: содер жание учебно-воспитательного процесса, организацию процесса обу чения, условия для самоопределения и самореализации учащихся. Ряд авторов рассматривают регионализацию как разработку и введение регионального компонента государственного образователь ного стандарта, который является необходимым условием достижения современного качества образования, обеспечивает его дифференциа цию и индивидуализацию [1]. Исследователи отмечают, что НРК ГОС является действенным фактором обеспечения единства образователь ного пространства и развития системы регионального образования. Изучение и удовлетворение образовательных потребностей жителей региона, выработка стратегии в области развития образования впервые становятся не только прерогативой центра, но и самих регио нов. При этом программные установки развития образования не «спус каются» всецело сверху, ибо стратегическое мышление, целостное ви дение регионального образовательного пространства, способность пра вильно выделять свои приоритеты становятся условием эффективной образовательной политики. Это приводит к значительному расшире нию программно-проективных и инициативных функций специали 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz