Манухин, В. П. Регионализация системы образования как условие повышения его качества / В. П. Манухин // Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи : материалы XIII научно-практической конференции, 3 февраля 2012 года, [г. Мурманск / сост. А. А. Щеголькова]. – Мурманск, 2012. - С. 57-62.

Регионализация понимается как становление автономных са­ модеятельных субъектов политических, экономических, социальных отношений, обусловленных развитием гражданского общества, право­ вого государства, демократии. Юридически в Законе РФ «Об образо­ вании» впервые закреплено положение о свободе и плюрализме в обра­ зовании, а субъекты Федерации наделены правом определения и осу­ ществления политики в области образования, не противоречащей по­ литике Российской Федерации. В их ведении находятся разработка и реализация республиканских, региональных программ развития обра­ зования, включая международные, с учетом национальных и регио­ нальных социально-экономических, экологических, культурных, демо­ графических и других особенностей. Глубинной основой регионализации является процесс станов­ ления гражданского общества как системы взаимодействующих групп и общностей людей, свободно строящих программу своей деятельно­ сти, не подчиненных контролю бюрократических структур, опреде­ ляющих свои отношения в соответствии с выработанными договорны­ ми нормами в едином культурно-договорном пространстве. Суть управленческой политики в области регионализации об­ разования как раз и заключается в создании условий для демократиза­ ции образовательных отношений, развития местной инициативы, в «выстраивании» стратегии формирования демократичного региональ­ ного образовательного пространства. Содержание региональной политики в области образования не сводится к осуществлению узко понимаемых национально­ региональных интересов. Однако своеобразие национальных традиций, культуры региона не может быть отдано в угоду односторонним увле­ чениям образцами зарубежных педагогических систем. Региональная политика в области образования должна отвечать глобальным и мест­ ным, общим и частным, уникальным и универсальным особенностям, учитывать своеобразие насущных потребностей и необходимость подъема образования на уровень мировых образцов. Такая сбалансированность - это уже «высший пилотаж», высо­ кий уровень образовательной политики, свидетельство гибкости, ди­ намичности, развитости, как управленческого мышления, так и регио­ нальных образовательных процессов. Его достижение возможно при условии постоянного изучения тенденций развития образовательного пространства региона, маркетинга возникающих образовательных по­ требностей при пристальном внимании к динамике происходящих процессов, к появляющимся новым факторам, ведущим к изменению инфраструктур образовательного пространства Главная цель регионализации - добиться оптимального сочета­ ния частных, региональных и федеральных интересов, отражающих 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz