Манухин, В. П. Региональный компонент в системе профессиональной подготовки педагога / В. П. Манухин // Актуальные проблемы психологии в образовании : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 4-6 апреля 2011 года / [редкол. : И. А. Синкевич (отв. ред.) и др.]. – Мурманск, 2012. – С. 26-34.

требностей, которые есть или могут появиться и проявиться со стороны всех групп заказчиков на образовательные услуги. Структуру регионального компонента в подготовке квалифициро­ ванного работника системы образования можно представить в следующем виде. 1. Знания: • истории, культуры, социально-экономического положения и пер­ спектив развития региона; • истории, состояния, особенностей развития системы образования; • местных условий, позитивно и негативно влияющих на учебно- воспитательный процесс в образовательных учреждениях; • состояния здоровья и заболеваемости детей; • возможностей ресурсного обеспечения образования; • законодательства и нормативно-правового обеспечения сферы обра­ зования; • условия социально-правовой поддержки и обеспечения педагогиче­ ских кадров; • традиций, обычаев, национальных особенностей населения. 2. Умения: • адаптироваться к жизни в новой среде; • адаптироваться в педагогическом коллективе; • устанавливать контакты с органами местной власти, общественными организациями, родителями обучающихся; • использовать историю края, возможности учреждений культуры и искусства и т. д. в повышении результатов обучения и воспитания; • снижать отрицательное влияние на обучающихся негативных явле­ ний в местной среде; • проектировать образовательно-воспитательную деятельность с уче­ том местных условий. За последние годы в практике высших и средних педагогических об­ разовательных учреждений обозначились такие пути формирования у пе­ дагогов региональной компетенции: • включение в содержание образовательных программ национально­ регионального компонента; • разработка и изучение на спецкурсах специальных образовательных программ «Краеведение», «Региональная система образования», «Ре­ гионализация образования» и др.; • участие студентов в деятельности творческих самодеятельных люби­ тельских объединений, клубов, научно-исследовательской работе и др.; • в ходе педагогической практики. Предлагаем примерную учебную программу спецкурса «Образова­ ние в Кольском Заполярье». 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz