Манухин, В. П. Региональный компонент в системе профессиональной подготовки педагога / В. П. Манухин // Актуальные проблемы психологии в образовании : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 4-6 апреля 2011 года / [редкол. : И. А. Синкевич (отв. ред.) и др.]. – Мурманск, 2012. – С. 26-34.

вида, а свои достижения и трудности - с чужими. В этом могут помочь информационные и аналитические материалы, специально подготавливае­ мые в последнее время многими региональными, муниципальными управ­ лениями образования и их методическими службами, а также анализ дос­ тижений образовательных систем и учреждений. В Мурманской области сейчас имеется достаточное количество из­ даний, которые содержат подробную характеристику системы образования и региональной образовательной системы (см. В.Ф. Костюкевич, Е.Г. Мар­ кова, В.В. Дранишников, А.М. Сергеев и др.). Что надо знать выпускнику университета о регионе, в котором пред­ стоит работать. Регион в данном случае будем рассматривать как внеш­ нюю среду образования. Наука управления предлагает следующие важные шаги к ответу на этот вопрос, рекомендуя выяснить, прежде всего: • как устроена внешняя среда с точки зрения ее «расстояния от орга­ низации» и характера влияния на функционирование и развитие; • кем она «населена» и как связаны со школой ее обитатели; • что должно стать первоочередными объектами анализа при изучении внешней среды. Заметим, что в обществе и природе существуют факторы, оказы­ вающие на школу прямое (непосредственное) или косвенное (опосре­ дованное) воздействие. Есть обстоятельства, которые можно отнести к отдаленной (макро) и к ближайшей (микро) среде конкретного образова­ тельного учреждения. Прежде всего, от педагога требуется знание социального окружения школы. Обобщенно разные объединения социального окружения образо­ вательного учреждения принято называть акторами (действующими сила­ ми) внешней среды, заинтересованными сторонами, связанными, вовле­ ченными или целевыми группами, а также внешними стейкхолдерами (stakeholders). На вопрос «Что прежде всего надо знать о внешней среде?» можно ответить так: 1. Чего она (среда) хочет от школы - потребности, спрос, заказ, вызо­ вы? 2. Каковы ее свойства и свойства ее влияния на наше образовательное учреждение? 3. Какие дополнительные благоприятные возможности это создает? 4. Какие могут возникнуть ограничения? 5. Каковы угрозы, опасности, риски? Именно поэтому очень важными функциями стратегического анализа являются анализ состояния и прогноз изменений социального заказа, адресуемого школе. При всем многообразии связей учебного заведения с внешней средой особенно важно понимать характер тех образовательных и культурных по­ 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz