Манухин, В. П. Региональный компонент в системе профессиональной подготовки педагога / В. П. Манухин // Актуальные проблемы психологии в образовании : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 4-6 апреля 2011 года / [редкол. : И. А. Синкевич (отв. ред.) и др.]. – Мурманск, 2012. – С. 26-34.
В-третьих, ЕГЭ на первом экспериментальном этапе не предусмат ривал владения выпускниками краеведческими знаниями. Как всегда, решение вопросов в системе образования, в том числе, и регионализации образования, начинается с подготовки педагогических кадров для работы в новых условиях. Модернизация образования начина ется в высшем педагогическом учебном заведении. В контексте рассматриваемого нами вопроса в подготовке будущих педагогов необходимо обеспечить региональную направленность их про фессиональной деятельности. В компетентность педагога входит и регио нальный компонент, включающий знания уникальных особенностей ре гиона, умение учитывать их в проектировании своей деятельности, усили вать позитивные и нейтрализовать негативные факторы, влияющие на ре зультативность образовательно-воспитательного процесса. Знание специфических условий Севера играет важную роль в опре делении и уточнении целей и задач деятельности школы, регионального компонента содержания всех преподаваемых в школе предметов, в выборе форм, методов, технологий учебно-воспитательного процесса, максималь но учитывающих интересы обучающихся, запросы родителей северян, ме стного сообщества, производства, окружающей среды и т.д. От педагога требуется знание и осознание условий окружающей сре ды, которые создают ограничения, препятствия, барьеры в организации учебно-воспитательного процесса. А для руководителя важнейшим усло вием является видение, понимание и знание угроз, опасностей, рисков при принятии решений по реализации программ развития образовательного учреждения. Методической основой изучения специфических особенностей Заполя рья, влияющих на систему образования, избран сравнительный анализ со циально-экономического, природно-климатического, территориально-гео графического положения Заполярья с регионами средней полосы Россий ской Федерации. Анализ осуществлялся, прежде всего, через призму педа гогического видения проблем севера. Начинающий педагог должен уметь анализировать образовательную среду. На основе анализа получаемой информации определять: • какие имеющиеся у ОУ сильные стороны могут быть использованы и усилены; • какие имеются слабые стороны и как их устранить; • какие имеются благоприятные возможности для проявления педаго гом своих личностных интеллектуальных и профессиональных спо собностей; • как противостоять внешним опасностям, угрозам, рискам. Рассмотрение сильных и слабых сторон образовательных систем ра зумно вести не только в абсолютном, но и в относительном измерении, сравнивая, где возможно, свою организацию с иными системами такого же 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz