Манухин, В. П. Региональный компонент в системе профессиональной подготовки педагога / В. П. Манухин // Актуальные проблемы психологии в образовании : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 4-6 апреля 2011 года / [редкол. : И. А. Синкевич (отв. ред.) и др.]. – Мурманск, 2012. – С. 26-34.

В-третьих, ЕГЭ на первом экспериментальном этапе не предусмат­ ривал владения выпускниками краеведческими знаниями. Как всегда, решение вопросов в системе образования, в том числе, и регионализации образования, начинается с подготовки педагогических кадров для работы в новых условиях. Модернизация образования начина­ ется в высшем педагогическом учебном заведении. В контексте рассматриваемого нами вопроса в подготовке будущих педагогов необходимо обеспечить региональную направленность их про­ фессиональной деятельности. В компетентность педагога входит и регио­ нальный компонент, включающий знания уникальных особенностей ре­ гиона, умение учитывать их в проектировании своей деятельности, усили­ вать позитивные и нейтрализовать негативные факторы, влияющие на ре­ зультативность образовательно-воспитательного процесса. Знание специфических условий Севера играет важную роль в опре­ делении и уточнении целей и задач деятельности школы, регионального компонента содержания всех преподаваемых в школе предметов, в выборе форм, методов, технологий учебно-воспитательного процесса, максималь­ но учитывающих интересы обучающихся, запросы родителей северян, ме­ стного сообщества, производства, окружающей среды и т.д. От педагога требуется знание и осознание условий окружающей сре­ ды, которые создают ограничения, препятствия, барьеры в организации учебно-воспитательного процесса. А для руководителя важнейшим усло­ вием является видение, понимание и знание угроз, опасностей, рисков при принятии решений по реализации программ развития образовательного учреждения. Методической основой изучения специфических особенностей Заполя­ рья, влияющих на систему образования, избран сравнительный анализ со­ циально-экономического, природно-климатического, территориально-гео­ графического положения Заполярья с регионами средней полосы Россий­ ской Федерации. Анализ осуществлялся, прежде всего, через призму педа­ гогического видения проблем севера. Начинающий педагог должен уметь анализировать образовательную среду. На основе анализа получаемой информации определять: • какие имеющиеся у ОУ сильные стороны могут быть использованы и усилены; • какие имеются слабые стороны и как их устранить; • какие имеются благоприятные возможности для проявления педаго­ гом своих личностных интеллектуальных и профессиональных спо­ собностей; • как противостоять внешним опасностям, угрозам, рискам. Рассмотрение сильных и слабых сторон образовательных систем ра­ зумно вести не только в абсолютном, но и в относительном измерении, сравнивая, где возможно, свою организацию с иными системами такого же 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz