Манухин, В. П. Региональный компонент в системе профессиональной подготовки педагога / В. П. Манухин // Актуальные проблемы психологии в образовании : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 4-6 апреля 2011 года / [редкол. : И. А. Синкевич (отв. ред.) и др.]. – Мурманск, 2012. – С. 26-34.

государства. Усиление региональной проблематики - естественный ответ на длительный процесс гиперунификации и сверхстандартизации образо­ вания и образовательной политики, длившийся многие десятилетия и при­ ведший к тому, что сфера образования перестала быть предметом само деятельной творческой активности регионов как на уровне субъектов управления, так и на уровне непосредственных участников учебно- воспитательной деятельности, Политика в сфере образования в регионах, в т.ч. и в заполярной Мурманской области, строится в соответствии с политикой, которая опре­ деляется федеральными органами Российской Федерации. С одной сторо­ ны, это хорошо и правильно, с другой стороны - в ней не всегда учитыва­ ются реальные условия, возможности, потребностей данного региона, по­ этому органы управления призваны определять пути реализации государст­ венных образовательных стандартов с учетом региональных особенностей. Природные и социальные особенности Заполярья предъявляют по­ вышенные требования к организации учебно-воспитательного процесса, к созданию и обеспечению санитарно-гигиенических условий, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, организации отдыха детей, адаптации образовательных учреждений в социально-экономическое пространство. В то же время сегодня мы наблюдаем в модернизации образования откат от регионализации образования, определенный в Концепции развития Рос­ сийского образования на период до 2010. Ученые отмечают, что идет от­ рыв образования от реальных потребностей регионов, что не способствует повышению качества образования, его дифференциация, ограничивается развивающая направленность образования, его личностно-направленный характер, осложняются отношения образовательных учреждений и бизне­ са, усложняются поиски дополнительных источников финансирования и укрепления учебно-материальной базы образования. Причины этого видятся в следующем. Во-первых, педагогическая общественность и органы управления на первом этапе регионализации были сориентированы на регионализацию образования только к изменению содержания образования, сосредоточив свои усилия на разработке национально-регионального компонента содер­ жания. Регионализация же предусматривает и организацию учебно-воспи­ тательного процесса с учетом местных условий, образовательной среды, раз­ витие регионального кадрового потенциала; перестройку сети образова­ тельных учреждений, научно-методического и ресурсного обеспечения пе­ дагогического процесса, максимальное использование ранее накопленного педагогического опыта, традиций, методов, последних достижений науки. Во-вторых, нововведениям в образовании в последние годы пере­ ключили внимание педагогов на решение других вопросов: прежде всего - подготовка к ЕГЭ, освоение инновационных технологий, новой системы оплатытруда, нормативного подушевого финансирования и т.п. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz