Манухин, В. П. Региональный компонент в системе профессиональной подготовки педагога / В. П. Манухин // Актуальные проблемы психологии в образовании : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 4-6 апреля 2011 года / [редкол. : И. А. Синкевич (отв. ред.) и др.]. – Мурманск, 2012. – С. 26-34.
государства. Усиление региональной проблематики - естественный ответ на длительный процесс гиперунификации и сверхстандартизации образо вания и образовательной политики, длившийся многие десятилетия и при ведший к тому, что сфера образования перестала быть предметом само деятельной творческой активности регионов как на уровне субъектов управления, так и на уровне непосредственных участников учебно- воспитательной деятельности, Политика в сфере образования в регионах, в т.ч. и в заполярной Мурманской области, строится в соответствии с политикой, которая опре деляется федеральными органами Российской Федерации. С одной сторо ны, это хорошо и правильно, с другой стороны - в ней не всегда учитыва ются реальные условия, возможности, потребностей данного региона, по этому органы управления призваны определять пути реализации государст венных образовательных стандартов с учетом региональных особенностей. Природные и социальные особенности Заполярья предъявляют по вышенные требования к организации учебно-воспитательного процесса, к созданию и обеспечению санитарно-гигиенических условий, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, организации отдыха детей, адаптации образовательных учреждений в социально-экономическое пространство. В то же время сегодня мы наблюдаем в модернизации образования откат от регионализации образования, определенный в Концепции развития Рос сийского образования на период до 2010. Ученые отмечают, что идет от рыв образования от реальных потребностей регионов, что не способствует повышению качества образования, его дифференциация, ограничивается развивающая направленность образования, его личностно-направленный характер, осложняются отношения образовательных учреждений и бизне са, усложняются поиски дополнительных источников финансирования и укрепления учебно-материальной базы образования. Причины этого видятся в следующем. Во-первых, педагогическая общественность и органы управления на первом этапе регионализации были сориентированы на регионализацию образования только к изменению содержания образования, сосредоточив свои усилия на разработке национально-регионального компонента содер жания. Регионализация же предусматривает и организацию учебно-воспи тательного процесса с учетом местных условий, образовательной среды, раз витие регионального кадрового потенциала; перестройку сети образова тельных учреждений, научно-методического и ресурсного обеспечения пе дагогического процесса, максимальное использование ранее накопленного педагогического опыта, традиций, методов, последних достижений науки. Во-вторых, нововведениям в образовании в последние годы пере ключили внимание педагогов на решение других вопросов: прежде всего - подготовка к ЕГЭ, освоение инновационных технологий, новой системы оплатытруда, нормативного подушевого финансирования и т.п. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz