Манухин, В. П. Региональный компонент в системе профессиональной подготовки педагога / В. П. Манухин // Актуальные проблемы психологии в образовании : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 4-6 апреля 2011 года / [редкол. : И. А. Синкевич (отв. ред.) и др.]. – Мурманск, 2012. – С. 26-34.

Регионализация - это системный процесс, она носит эволюционный характер, требует научно-методического, материально-технического, фи­ нансового, кадрового обеспечения, постоянного эффективного управления. Регионализация позволяет реализовать идеи гуманизации и демократиза­ ции образования, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию, вы­ ступает как общий принцип организации обучения направленного на раз­ витие учащихся. Будучи одним из принципов организации учебно- воспитательного процесса, позволяет учитывать объективные закономер­ ности и специфику организации процесса обучения в регионе, методы, формы и средства обучения, является одним из условий его оптимизации. Регионализация как построение образования с учетом региональных особенностей во всем учебно-воспитательном процессе, по нашему мне­ нию, может быть отнесена к принципу обучения, рассмотрена как принцип модернизации содержания школьного образования. Построение образова­ ния с учетом региональных особенностей может быть рассмотрено как процесс его гуманитаризации, процесс создания условий для органическо­ го сочетания различных источников общего образования, для повышения роли мотивационного, ориентационного и операционального компонентов в структуре уровня образованности личности. Принцип региональное™ позволяет сформировать новые качества образования, он является дейст­ венным фактором развития личности ученика, формирования его интере­ сов и мотивации деятельности, приобщения к духовной и материальной культуре края, открывает широкие возможности для самостоятельной по­ знавательной деятельности. При этом принцип региональное™ содержания образования не мо­ жет быть признан в качестве ведущего принципа при изучении школьных дисциплин, так как он не может быть распространен на весь процесс обу­ чения, поскольку невозможно излагать все школьные курсы на региональ­ ной основе. Мы полагаем, что возможно применение термина «региональ­ ный подход», как более правильно отражающего сущность формирования содержания школьного образования. Использование регионального подхо­ да позволяет в зависимости от специфических особенностей данного предмета, изучаемой темы, конкретного урока найти наиболее оптималь­ ный путь отбора содержания и методики его использования. В педагогической науке пока единично представлены исследования по проблематике региональных образовательных систем. В ряде публика­ ций приводятся интересные соображения, но не всегда дается их убеди­ тельное обоснование. Неясно, на чем основаны выдвигаемые прогнозы и новые модели учреждений образования, неубедительно доказывается не­ обходимость экспериментальной проверки именно данной модели, ее пре­ имущества перед другими. Регионализация, одно из стратегических направлений современной политики, во многом определяется федеральным устройством Российского 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz