Манухин, В. П. Региональный компонент в системе профессиональной подготовки педагога / В. П. Манухин // Актуальные проблемы психологии в образовании : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 4-6 апреля 2011 года / [редкол. : И. А. Синкевич (отв. ред.) и др.]. – Мурманск, 2012. – С. 26-34.
Регионализация - это системный процесс, она носит эволюционный характер, требует научно-методического, материально-технического, фи нансового, кадрового обеспечения, постоянного эффективного управления. Регионализация позволяет реализовать идеи гуманизации и демократиза ции образования, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию, вы ступает как общий принцип организации обучения направленного на раз витие учащихся. Будучи одним из принципов организации учебно- воспитательного процесса, позволяет учитывать объективные закономер ности и специфику организации процесса обучения в регионе, методы, формы и средства обучения, является одним из условий его оптимизации. Регионализация как построение образования с учетом региональных особенностей во всем учебно-воспитательном процессе, по нашему мне нию, может быть отнесена к принципу обучения, рассмотрена как принцип модернизации содержания школьного образования. Построение образова ния с учетом региональных особенностей может быть рассмотрено как процесс его гуманитаризации, процесс создания условий для органическо го сочетания различных источников общего образования, для повышения роли мотивационного, ориентационного и операционального компонентов в структуре уровня образованности личности. Принцип региональное™ позволяет сформировать новые качества образования, он является дейст венным фактором развития личности ученика, формирования его интере сов и мотивации деятельности, приобщения к духовной и материальной культуре края, открывает широкие возможности для самостоятельной по знавательной деятельности. При этом принцип региональное™ содержания образования не мо жет быть признан в качестве ведущего принципа при изучении школьных дисциплин, так как он не может быть распространен на весь процесс обу чения, поскольку невозможно излагать все школьные курсы на региональ ной основе. Мы полагаем, что возможно применение термина «региональ ный подход», как более правильно отражающего сущность формирования содержания школьного образования. Использование регионального подхо да позволяет в зависимости от специфических особенностей данного предмета, изучаемой темы, конкретного урока найти наиболее оптималь ный путь отбора содержания и методики его использования. В педагогической науке пока единично представлены исследования по проблематике региональных образовательных систем. В ряде публика ций приводятся интересные соображения, но не всегда дается их убеди тельное обоснование. Неясно, на чем основаны выдвигаемые прогнозы и новые модели учреждений образования, неубедительно доказывается не обходимость экспериментальной проверки именно данной модели, ее пре имущества перед другими. Регионализация, одно из стратегических направлений современной политики, во многом определяется федеральным устройством Российского 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz