Манухин, В. П. Региональный компонент в системе профессиональной подготовки педагога / В. П. Манухин // Актуальные проблемы психологии в образовании : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 4-6 апреля 2011 года / [редкол. : И. А. Синкевич (отв. ред.) и др.]. – Мурманск, 2012. – С. 26-34.
приоритет как в сфере финансирования, так и в социально-производствен- ных отношениях. В условиях формирования гражданского общества относительная ав тономия развития сферы образования, активность и самостоятельность проводимой в этой области политики становятся эффективным способом привлечения людских ресурсов и свободных капиталов, как это и проис ходит во всем мире. Это означает, что образовательное пространство ре гиона может получить дополнительные ресурсы финансирования. Развитие образовательных инициатив сегодня обнаруживает тенденцию к возникно вению объединений и ассоциаций, образовательных системокомплексов не по признаку их территориальной или административной принадлежности, а по содержанию самих тенденций развития сферы образования. В этом смысле образовательное пространство региона еще только начинает скла дываться как относительно автономная социальная подсистема. Регионализация образовательного процесса обусловлена общепеда гогическими принципами наглядности, доступности, природосообразно- сти, практической направленности обучения. Процесс воспитания на ре гиональном (краеведческом) материале обладает высоким мировоззренче ским, развивающим и воспитывающим потенциалом, что обусловлено еще классиками педагогики и методики преподавания (JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов и др.). Региональный подход к построению образовательного процесса спо собствует выполнению государственного заказа на подготовку кадров, формированию активной жизненной позиции обучающихся, воспитанию ответственного отношения к природе, технике, собственному здоровью. Образовательную среду региона мы рассматриваем как совокупность яв лений и условий формирования системы образования, влияющих на учеб но-воспитательный процесс в образовательных учреждениях. Региональная среда для воспитания рассматривается как система влияний, условий и факторов для становления культуры личности под воз действием пространственно-духовного, предметно-культурного и природ ного окружения. Регионализацию образования мы понимаем как осущест вление образовательно-воспитательной деятельности с максимальным уче том специфических особенностей региона: территориально-географиче ских, природно-климатических, социально-экономических, культурно исторических, политических, психолого-педагогических, экологических. Условия Заполярья значительно отличаются от других регионов Рос сийской Федерации. Регионализация образования - это длительный про цесс, включающий, во-первых, изучение региональных особенностей и возможностей для повышения качества образования, и во-вторых, по строение такой системы воспитания и обучения, которая давала бы резуль тат не ниже всероссийского. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz