Малашенков, А. А. Кольский батюшка : (к 100-летию со дня кончины протоиерея А. Попова) / Федоров П. В., Малашенков А. А. // Под сенью Трифона. – 2011. – № 2. – С. 46-47.
«Как пример для благочестия и богоугодной жизни» Превыше физического труда отец Александр считал труд духовный. В 1907 г., уже выйдя «за штат», он опубликовал в «Архангельских епархиальных ведомостях» (№ 13) статью, в котором рассказал о существо вавшем в Коле до середины Х К в. женском ските. Скит возник в часовне препо добного Трифона Печенгского. По мнению батюшки, тради ция женского общежительства могла зародиться в Коле еще в Богослужения в часовне про водились дважды в году: в день памяти Трифона Печенгского (15/28 декабря) и в день памяти мученика Трифона Апамейского (1/14 февраля). Женский скит прекратил су ществование после сожжения Колы англичанами в 1854 г. Тогда же погибла и часовня Трифона Печенгского. Во второй половине Х К в. кольский ме щанин Аполлон Хохлов, будучи «почитателем преподобного Трифона Печенгского», восста новил часовню в Коле на месте прежней. Новое здание, однако, служение Богу, нет желающих переменить свои нравы, обы чаи, привычки и стеснить себя монастырскими правилами и ограничениями». Священник искренне надеялся, что желаю щие поселиться в ските все же найдутся, поскольку, по его словам, «божьих людей — рев нителей древнего благочестия везде довольно, найдутся они и в Коле, или около Колы». Скит может стать надежным при станищем «для вдов и сирот, не знающих, где голову при клонить». Но его план так и не реализовался. 1К *i«i 4 пору существования Кольско- Печенгского монастыря (1590 1764 гг.). В часовне проживало несколько старушек, занимав шихся богомолием и рукоделием (в 1854 г. их было около 5). Вну три часовни стояла русская печь, вдоль стен размещались лавки. Содержалась община подаяни ем местных жителей, которые несли сюда хлеб, рыбу и другие продукты, прося взамен поми нать умерших родственников и знакомых. Печь в часовне тоже отапливалась усердием рядовых колян и приходской общины. уже не было приспособлено для проживания в нем богомоль цев. В своей статье о. Александр Попов доказывал необходимость возобновления в Коле женского скита, который, по его мнению, был «нужен для поморского края как светильник для света, как пример для благочестия и богоу годной жизни». Нравственное значение такого примера отец Александр связывал с тем, что в современной ему Коле, в от личие от прошлых лет, уже «нет желающих посвятить себя на Умер кольский батюшка протоиерей Александр Попов 100 лет назад, 11/24 июня 1911 г., и был похоронен «при Бла говещенском соборе» рядом со своей женой, почившей десятью годами ранее. В пери од гонений на Церковь, когда Благовещенский храм постиг ла участь закрытия, кресты с их могил были убраны. Но кольские старожилы помнят о том, что здесь захоронен свя щенник, служивший Церкви на нашей Кольской земле. Под сенью Трифона | №2 2011 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz