Малашенков А. А., Коляне (XIX - первая четверть XX в.) : историко-генеалогический атлас : [в 2 ч.] / А. А. Малашенков, П. В. Федоров ; Мурм. гос. пед. ун-т ; [под общ. ред. П. В. Федорова]. - Мурманск : МГПУ, 2011. – Дополнительная часть. Указатели. – 230 с.
стве источников учета населения: духовные росписи, отражающие состав населения города, неполны, в то время как метрические книги содержат много чужеродной ин формации, имеющей отношение не к городу, а к приходу. Следовательно, требовалось найти способ реконструкции постоянного населения Колы по духовным росписям и метрическим книгам. При составлении списка постоянных жителей города Колы за 1842-1915 гг. за основу был взят список лиц, учтенных в духовной росписи (индикатор 1а). Духовная роспись, которая велась в Кольском приходе, в отличие от метрической книги, четко разводила сведения о лицах, живущих в самом городе, от тех, кто жил в его округе. Благодаря тому, что священник подразделял список по сословным группам, хорошо видно, что значительную часть духовной росписи составляли сведения о кольских священнослужителях8, представителях городских сословий (купцы, мещане, разночин цы вместе с семьями), ссыльных, а до вывода солдат из Колы в 1854 г. - и о военно служащих вместе с их семьями. Приводившийся в духовной росписи список крестьян подразделялся на две части: на тех, кто жил в лопарских погостах за пределами города, и тех, кто жил в самом городе. В дальнейшем, в связи с расширением на территории Кольского Севера сети приходов, окружавшие Колу лопарские погосты были переданы другим приходам: Печенгскому (с 1857 г.), Ловозерскому и Нотозерскому (с 1862 г.), Кильдинскому (с 1894 г.). Так в духовной ррсписи Кольского собора остался только список крестьян, живших в самом городе. Список постоянных жителей города Колы (индикатор 5) реконструировался на каждый год по сохранившимся духовным росписям в программе Excel по формуляру духовной росписи: А - фамилия, В - имя, С - отчество; D - возраст, Е - сословие; F - пол; G - родственная связь; Н - дополнительные отметки. Данные до 1842 г. не восстанав ливались, поскольку в духовной росписи 1841 г. пропущены сведения о крестьянском населении. Данные после 1915 г. не реконструировались, поскольку, в связи с началом постройки железной дороги, Кола наполнилась мигрантами, и духовная роспись, и мет рические книги перестали объективно отражать картину населения. К тому же после 1917 г. искажения были усилены революцией и отделением Церкви от государства. Ежегодно при составлении духовной росписи священник вносил определенные изменения: удалял уехавших или умерших лиц, добавлял вновь прибывших лиц. Ино гда эти коррективы отмечались карандашом прямо на прошлогоднем оригинале духов ной росписи: так священнику, видимо, было легче сориентироваться при составлении духовной росписи на следующий год. Вновь прибывшие лица, в первую очередь кре стьяне, по разным причинам могли не вноситься в духовную роспись годами, что соз дает известную проблему при реконструкции полного перечня жителей города за кон кретный год. И вот здесь духовную роспись может восполнить метрическая книга. Если вновь прибывшее лицо, зафиксированное в духовной росписи, или его родственник (под идентичной фамилией, если связь с ним выявлена генеалогически) упоминались в метрических книгах за более ранний год, это не могло не свидетельствовать о запазды вающем включении данной семейно-родственной группы в духовную роспись. Следо вательно, появляются основания для включения семейно-родственной группы в список постоянных жителей Колы того года, за который она впервые упомянута не в духовной росписи, а в метрической книге. Данный способ не может считаться универсальным, поскольку попадание в метрическую книгу человека, живущего в Коле, было необяза тельным, а скорее случайным: речь шла или о вступлении его в брак, или о рождении у него ребенка, или об участии его в православных обрядах в качестве восприемника или поручителя. В то же время, как показал опыт, метрическая книга сумела дополнить ду 8 В духовных росписях за 1841-1845 гг. нет сведений о священнослужителях Колы. Сведения о них вос станавливались по клировым ведомостям, а также по метрическим книгам. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz