Малашенков А. А., Коляне (XIX - первая четверть XX в.) : историко-генеалогический атлас : [в 2 ч.] / А. А. Малашенков, П. В. Федоров ; Мурм. гос. пед. ун-т ; [под общ. ред. П. В. Федорова]. - Мурманск : МГПУ, 2011. – Дополнительная часть. Указатели. – 230 с.
через 2 года, но в нем количество бревен для льготной вырубки было снижено до 8 95020. Самой большой прикрепленностью к городу отличались купечество и духовен ство. Купеческие роды Базарных, Лоушкиных, Шабуниных с надеждой восстановления города могли связывать сохранение своего престижа на мурманском рынке. К 1856 г. только 20 %купечества покинули Колу. Как правило, это были беднеющие, сходящие с кольской сцены семьи (Голодные) или не сыгравшие на ней значительной роли (Ивано вы). Самыми преданными колянами стали священники. За 1854-1856 гг. город не поки нул ни один священнослужитель. В табл.З видно, что решение остаться или покинуть Колу весьма часто принад лежало целым семейно-родственным коллективам. Так, мещанский род Рекуновых поч ти в полном составе (96,2 % - это 25 чел.) покинул город, а вот род мещан Яргиных также в большинстве своем (83, 8 % - это 57 чел.) остался в Коле. Данный факт говорит о том, что семейно-родственный коллектив все еще являлся патриархальным организ мом, был мерилом ценностей и инструментом регламентации, устанавливая общую для всех своих членов стратегию поведения. Член рода, как правило, подчинялся воле рода. Третья часть уехавших жителей Колы впоследствии вернулась. Основную массу вернувшихся составляли крестьяне (55,4 %) и мещане (39,5 %). Таким образом, из Ко лы безвозвратно уехал почти каждый третий (400 чел.). Если исключить выведенные из города группы военнослужащих, чиновников и ссыльных, то из 689 жителей неслужи лых сословий (купцы, мещане, крестьяне, духовенство) в городе после пожара оста лись 345 чел. (50,1 %), или каждый второй, а в дальнейшем вернулись еще 168 чел. (24,4 %). Для полностью сожженного города данный показатель нельзя считать кри тичным: все же сохранение половины иеслужилого населения города на пепелищах своих домов и последующее увеличение этой доли еще на четверть за счет возвраще ния части уехавших свидетельствуют о высокой степени адаптации колян, сумевших преодолеть и тотальный пожар, и длительную неустроенность восстановительного пе риода. 3. ИНФЕКЦИОННЫЕ УГРОЗЫ И ЭПИДЕМИИ В КОЛЕ В XIX - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX В. Инфекционный фон города как предмет исследования: источники и методы анализа. Эпидемическое благополучие населения является довольно чутким индикато ром социальных реалий места и времени. Инфекционный фон города отражает в себе глобальные вызовы эпидемий и пандемий, проходящие через данное место миграцион ные потоки, уровень жизни населения и организацию здравоохранения. Вследствие того, что документы, регулярно фиксирующие заболеваемость населения Колы, не обнаружены, выявление инфекционного фона Колы XIX - начала XX вв. воз можно путем анализа смертности населения на основе метрических книг, в которых при регистрации умерших обязательно указывалась причина их смерти. В данном ана лизе скрывается одна из методологических трудностей. Она связана с проблемой точ ности определения причины смерти. До конца XIX в. кольские священники пользова лись чрезвычайно размытыми терминами, отражавшими невысокий, в целом, уровень медицинской компетентности местной среды: например, «повальная болезнь», «зара зился», «горячка», «лихорадка», «понос» и т.д. Со второй половины XIX в. для обозна чения причины смерти все чаще начинают использоваться специальные термины, кото- 20 Там же. - JI.22. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz