Малашенков А. А., Коляне (XIX - первая четверть XX в.) : историко-генеалогический атлас : [в 2 ч.] / А. А. Малашенков, П. В. Федоров ; Мурм. гос. пед. ун-т ; [под общ. ред. П. В. Федорова]. - Мурманск : МГПУ, 2011. – Дополнительная часть. Указатели. – 230 с.

ховную роспись: благодаря ей, список лиц, включенных в духовную роспись 1842 г., был увеличен на 11 %, 1861 г. - на 17 %, 1881 г. - на 9 %, 1901 г. - на 2 %, 1915 г. - на 4 %. При этом, как видно, духовная роспись год от года становилась все точнее. Духовная роспись, как правило, весьма точно фиксировала данные о «городских сословиях» и священнослужителях. Во всяком случае, метрические книги не дают нам повода в этом сомневаться. Что касается приезжавших чиновников, то в данном случае строгая привязка к духовной росписи, хотя почти всегда имевшая место, совсем не обя­ зательна для идентификации жителей Колы: уже само упоминание в метрической книге должности чиновника кольского учреждения указывает на проживание ее носителя в Коле. Между тем, судя по соответствию между метрическими книгами и духовными росписями, чиновники, как правило, вносились в духовную роспись весьма точно и своевременно. Вся путаница происходила с крестьянскими семейно-родственными группами, наиболее подвижными с точки зрения миграционной активности и их соци­ альной маргинальное™ в пространстве города. Официально любой крестьянин имел приписку к конкретному сельскому населенному пункту, но имел право проживать в городе. При идентификации жителя Колы связывать «метрическую историю» семейно­ родственной группы с внесением записи в духовную роспись для крестьянских семей становится обязательным. Однако возникает вопрос: на чем основано предположение о неполноте такого источника, как духовная роспись? Не могла ли крестьянская семья вначале жить в округе Колы, отмечаясь по разным поводам в метрических книгах Кольского собора, а затем переехать в сам город, после чего только она и заносилась в духовную роспись? Гипотетически можно предположить наличие и такой возможно­ сти. Но в то же время есть повод поддержать и обратное мнение, обнаружив способы проверки. Во-первых, один из способов связан с установлением точной причины и вре­ мени приезда данных лиц в город. Известно, что среди тех, кто в течение длительного времени не включался в духовную роспись, были потомки сосланных в Колу еще в XVIII в. пугачевцев ( Аболяевы и Кочеровы). Во-вторых, наличие аргументов, свиде­ тельствующих об укорененности данных лиц в Коле. Известно, что некоторые крестья­ не были упомянуты в метрических книгах еще до включения их семейно-родственных групп в духовную роспись в связи со смертью и погребением на Кольском городском кладбище ( Измайловы, Тонины). В-третьих, наличие аргументов, подтверждающих уча­ стие данных лиц в жизни города Колы в качестве его постояльцев. Известно, что неко­ торые крестьяне, еще не включенные в духовные росписи, уже упоминались в метриче­ ских книгах в качестве восприемников при рождении детей колян (. Анисимовы, Измайловы, Торвиевы, Ярынкины ) и поручителей на кольских свадьбах ( Торвиевы ). В- четвертых, и это важнейший аргумент, все случаи включения в список крестьян, чьи семейно-родственные группы не упоминались до определенного момента в духовных росписях Колы, имели очень прозрачную семейную историю, легко восстанавливаемую по кольским метрическим книгам, включая браки, рождения детей, смерти. Именно сравнительная полнота наших знаний об этих семейно-родственных группах, занявших свое место в истории Колы, позволяет с большой долей вероятности установить при­ надлежность их к Коле еще до внесения в духовную роспись, с момента упоминания в метрических книгах. Но даже если в отношении отдельных семей данное предположе­ ние не соответствует действительности, погрешность самой ошибки, с точки зрения всего населения Колы, оказывается небольшой. Списки постоянных жителей города Колы за соответствующий год должны про­ веряться на наличие учтенных в метрической книге за тот же год родившихся детей ко­ лян (индикатор 2) и исключения учтенных в метрической книге за тот же год умерших жителей Колы (индикатор 4). И при наличии несоответствия уточняться. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz