Малашенков, А. А. Социокультурная динамика населенного пункта по данным некрополя (на примере города Колы) / П. В. Федоров, А. А. Малашенков // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 101-106.
культурный «портрет» Колы, но и ее социокультурная динамика. В настоящей статье будут представлены лишь некоторые результаты проведенной работы. Прежде всего, некрополь интересен тем, что он способен «проиллюстри ровать» процессы, которые происходят в межпоколенческой структуре населенно го пункта. Для этого можно оценить степень сохранности памятников, которая выявляется на основе сравнения количества сохранившихся надгробных сооруже ний с количеством умерших в г. Коле. Статистика по умершим была взята: до 1920 г. по метрическим книгам Кольского собора и других приходов края (по от метке о захоронении тела на Кольском кладбище)2; за 1920-1949 гг. - по данным, предоставленным Кольским районным ЗАГСом3; за 1950-2009 гг. - по данным, предоставленным Мурманским областным управлением статистики4. Данные, содержащиеся в таблице 1, свидетельствуют о том, что кладбище не сохранило память обо всех умерших. Чем больше возраст надмогильного со оружения, тем больше вероятность для него разрушиться и исчезнуть. Коренные жители Колы объясняют исчезновение памятников «временем», качеством самих памятников и тем, что на сравнительно небольшой территории старинного клад бища за годы его существования возникла большая плотность захоронений. «Вот все у меня вопрос стоит: почему?... Время, во-первых... Народ... Остались плиты... более-менее состоятельные, очевидно, да, поставили эти плиты... А простой смертный не мог поставить плиты... Вот из-за этой причи ны...» (М., 1931 г.р.) «От времени... от времени разрушено. А вот там где, дядь Вася... чуть пониже туда на насыпке-mo новой, там был целый погост Шабуниных. Ну, а теперь уже все... перезахоронено там, как говорят, трупы на трупах» (Ж., 1939 г.р.) «Пробелы» в кладбищенском «контенте» современного периода объясня ются, прежде всего, действием запрета на захоронения в 1971-1993 гг., который нарушался крайне редко. Причем, даже после снятия запрета в 1993 г. кладбище не принимало от трети до половины всех умерших (и даже больше в связи с тем, что в число похороненных в Коле традиционно примешиваются жители других населенных пунктов, включая Мурманск). Жители Колы после смерти обретали вечный покой уже не только в Коле, но и на других кладбищах поблизости с Ко лой, в т.ч. на открывшемся в 1971 г. «новом» Мурманском городском кладбище на 7-8 км шоссе Кола-Мурмаши. В кладбищенском ландшафте хорошо виден ареал современных мемори альных практик местного населения. В настоящий момент на Кольском кладбище 97,4% датированных захоронений относится к временному интервалу с 1950-х гг. до современности5. Можно сделать вывод о том, что в пределах этой «границы сохранности» местное сообщество массово следит и ухаживает за могилами своих родственников. 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz