Малашенков, А. А. Коляне (XIX - первая четверть XX в.) : историко-генеалогический атлас : [в 2 ч.] / А. А. Малашенков, П. В. Фёдоров ; Мурм. гос. пед. ун-т ; [под общ. ред. П. В. Фёдорова]. - Мурманск : МГПУ, 2010. – Ч. 1. – 280 с.

Из 127 местных семей, проживших 20 и более лет в Коле, учтенных в 1840-е - 1920-м гг., почти половина - 57 семей (45 %) - принимала участие в органах власти и управления горо­ да. Вполне резонно задаться вопросом, кто участвовал в общественном служении? Влиял ли на это участие опыт проживания в Коле той или иной семьи? Имели ли старые и молодые семьи равные возможности участия в органах власти и управления? Методика анализа. В качестве структур выделялись группы семей и семьи. Группы семей классифицировались по времени появления в Коле: «старая» группа (появившиеся в Ко­ ле в XVII - 1-й пол. XVIII вв.), «средняя» группа (появившиеся в Коле во 2-й пол. XVIII вв. - 1- й пол. XIX вв.) и «молодая» группа (появившиеся в Коле во 2-й пол. XIX - начале XX в.). Каж­ дая группа состояла из множества подгрупп - единичных семей, идентифицируемых как сооб­ щество родственников, проявивших свою способность к адаптации проживанием в условиях Колы более 20 лет и, как правило, воспроизводством новых поколений. Предмет исследования - общественная востребованность и активность кольских семей. Общественная востребованность - вклад семьи в укомплектование кадрами органов власти и самоуправления. Определяется путем вычисления количества членов семьи, участво­ вавших в органах власти и самоуправления, а также их удельного вклада в общее количество участвовавших представителей всех семей. Пример: общественная востребованность семьи X будет определяться 3 ее членами, участвующими в органах власти и управления, что, допус­ тим, составляет 1 % от общего количества работающих в органах власти и управления предста­ вителей кольских семей. Активность - способность семьи к вхождению в органы власти и самоуправления. Оп­ ределяется путем сопоставления между собой пассивной части семьи (не участвующей в орга­ нах власти и управления) и активной части семьи (участвующей в органах власти и управле­ ния). Расчет производится без учета женского и детского населения, которые не имели права работать в органах власти и управления. Пример: активность семьи X будет определяться удельной долей входивших в нее взрослых мужчин, участвующих в органах власти и управле­ ния, от общего количества взрослых мужчин данной семьи; она, допустим, составляет 30 %. Этапы анализа: 1) установление подробного перечня должностных лиц, работавших в органах власти и самоуправления Колы, поименная идентификация и сортировка в нем представителей местных семей (без учета направленных на службу) (см. прил. 3); 2) классификация всех местных семей по времени их появления в Коле (см. прил. 1); 3) установление численных характеристик каждой семьи (подгруппы), включая количест­ во всех мужчин старше 20 лет (на период 1840-х - 1920-го гг.) и количество мужчин, участвовавших в органах власти и самоуправления на тот же период (см. прил.4). Уста­ новление мужчин старше 20 лет обеспечивается генеалогическими схемами по каждой семье; 4) обработка результатов, установление средних численных характеристик для каждой группы семей (см. табл.46). Анализ. Анализ полученных данных позволил выявить, что каких-либо особых приви­ легий ни у одной из групп семей не существовало. В органы власти и самоуправления входили представители всех групп семей, пропорционально их размеру в общем составе населения Ко­ лы (табл.46). Следовательно, сам по себе опыт проживания в Коле не предоставлял семьям ни­ каких особых прав для проникновения в органы власти и управления. Отсюда, авторитет при­ знавался не за теми, кто дольше живет в Коле, а за теми, кто более многочисленен. Средний размер семьи (по количеству трудоспособных мужчин) каждой из трех групп убывал от «старых» к «молодым» семьям. Чем больше был опыт проживания семьи в Коле, тем больше трудоспособных мужчин было в семье. Наиболее крупной оказывалась именно «ста­ рая» семья, которая давала в органы власти и управления представителей в 2-3 раза больше, чем меньшие по своим размерам семьи из «средней» и «молодой» групп (табл.46). Следова­ тельно, более крупные, «старые» семьи были более востребованы в органах власти и управле­ ния, нежели «средние» и «молодые». 6.5. «Старые» и «молодые» семьи: общественная востребованность и активность 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz